Культура эпохи Просвещения

XVIII век называют " веком Разума " или эпохой Просвещения.

Просвещение ― идейное и общественное движение в странах Европы, связанное с социально-экономическими, политическими и культурными переменами в условиях утверждения капиталистических отношений. Название эпохи обусловлено тем, что достижение нового общественного порядка связывалось с распространением знаний, воспитанием и образованием.

Просвещение берет свое начало в конце XVII в. в Англии. Но поистине влиятельным течением становится во Франции в сер. XVIII в. А завершается одновременно с Французской буржуазной революцией 1789-93 гг.

Просвещение было движением революционным по своей идейной сути, антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским (антимонархическим) по политической программе.

Внутреннее разложение феодализма происходило под влиянием роста городов, развития мануфактурного производства, торговли и национальных рынков. Буржуазия постепенно занимала господствующее положение в экономике, однако политическая власть по-прежнему оставалась в руках феодалов. В этих условиях происходили изменения в сознании и переосмысление ролей у всех социальных сословий. Неустойчивое, напряженное, драматическое мироощущение эпохи Барокко уступало место взвешенному, реалистичному и рационалистическому мировосприятию.

Под влиянием идей Возрождения и Реформации поднялся авторитет разума, возобладало рациональное отношение к хозяйственной и политической деятельности. В результате ослабления позиций католической церкви стало возможным критическое восприятие Библии и всего христианского учения, распространение идей и идеалов протестантизма. Это открывала дорогу свободомыслию и способствовало демократизации общественной жизни, расширению сферы научных исследований.

Главной отличительной чертой идеологии Просвещения была вера в человека, в неограниченные возможности его разума. Разум и гармония, по убеждению просветителей, лежат в основе мироздания, человек осваивает природу, познает и преобразует ее с помощью разума. А значит, в результате воспитания и самовоспитания возможно преобразовать и самого человека, и все общество.

Появляется множество трактатов, романов-утопий, для которых характерно лишенное какого-либо научного обоснования изображение идеального общественного строя.

· Идеи и этика английского Просвещения были сформулированы Дж. Локком. Взгляды его в значительной мере воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Одним из важнейших достоинств человека считалась его способность к сотрудничеству, участию в коллективной созидательной деятельности. В Англии входит в моду членство в клубах, посещение политических собраний и встреч по интересам.

· Французское Просвещение представляет собой классический и радикальный вариант этого идейного движения. Под влиянием изменений в социально-политической и духовной жизни общества появляется целая плеяда мыслителей, исследовавших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства. Именно французские просветители Вольтер, Гердер, Кант назвали XVIII ст. " веком Просвещения ".

Особую роль в распространении передовых идей французского Просвещения сыграла многотомная "Энциклопедия наук, искусств и ремесел", идейным вдохновителем и главным организатором создания которой был известный философ Дени Дидро, с которым сотрудничали многие передовые мыслители. В "Энциклопедии" в доступной для широкого читателя форме выражались прогрессивные взгляды на природу и общество. В ней печатались статьи по философии, религии, эстетике, искусству.

Отношения французского Просвещения с консервативной и все еще влиятельной католической церковью исключали компромисс, подобный тому, который был достигнут в Англии. критика религиозных догм просветителями носила радикальный и непримиримый характер. Вольтер, который не отрицал Бога и считал, что религия необходима народу как моральная опора, бросил вызов церкви: "Раздавите гадину!"

· ВРоссии просветительское движение получило развитие несколько позже, чем в странах Западной Европы, и продолжалось на протяжении почти всего XIX ст. При этом российское Просвещение отличалось самобытностью, верой в высокие духовные качества человека и особым вниманием, которое уделялось вопросам и проблемам нравственности.

Начало просветительскому движению в России положил ученый и поэт М.В.Ломоносов. Сын крестьянина стал одним из образованнейших людей своего времени. Понимая важность науки и образования, он добивается открытия в 1755 г. Московского университета, борется за освобождение науки от церковного влияния.

Большое место русские просветители уделяли проблемам переустройства общества, которое базировалось бы на свободе, справедливости и всеобщем благополучии. Но для этого следует воспитать достойного гражданина. Поэтому проблемы воспитания и нравственного совершенствования были ключевыми в трудах русских просветителей, в первую очередь, в литературе ― комедиях Д.И.Фонвизина, одах Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: