Формирование ассортиментной политики: задачи ассортиментной политики и критерии оптимизации товарного ассортимента

Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой сходством принципов функционирования, продажей одним и тем же группам покупателей, реализацией через однотипные каналы сбыта или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен.

Узкий ассортимент – это набор товара одного вида, одной группы или подгруппы (зонты, галстуки и т.д.), т.е. узко- и специализированный.

Широкий ассортимент – это набор товара нескольких групп (супермаркет, универмаг, рынок), т.е. широкоспециализированный.

Расширение – за счет расширения компании и/или за счет увеличения количества наименований товаров.

Вид ы:

– по местонахождению: промышленный и торговый;

– по разнообразию: простой, сложный, групповой (видовой, марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный;

– по степени удовлетворения потребностей: рациональный, оптимальный;

– по характеру потребностей: реальный и прогнозируемый;

Характеристики ассортимента: широта, полнота, устойчивость, новизна, гармоничность.

Ассортиментная политика включает в себя деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, достичь целей организации.

Задачи ассортиментной политики: 1) установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах; 2) определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности; 3) выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента; 4) оценка материальных возможностей организации; 5) определение основных направлений формирования ассортимента.

Направления ассортиментной политики: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.

Факторы формирования ассортимента:

– общие: спрос и рентабельность;

– специфические: сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, производственные возможности, специализация, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и т.п.

Критерии группируются: по объему продукции, по объемам реализации за тот же период, по отношению к точке безубыточности:

– критерии для долгосрочных решений: чистый дисконтированный доход, период окупаемости, период достижения заданной величины операционной прибыли, модифицированная внутренняя доходность, рентабельность оборотного капитала, удовлетворенность покупателей, удовлетворенность поставщиков, перспективы работы с товаром;

– критерии для краткосрочных решений: накопленная прибыль, запас финансовой прочности по цене, запас финансовой прочности по объему продаж, потребность в дополнительном финансировании, удовлетворенность покупателей, удовлетворенность поставщиков, перспективы работы с товаром.

Еще критерии: общий спрос на продукцию, уровень цен, конкурентные преимущества, поведение конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: