Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов

Для эффективного управления в конфликтных ситуациях нужно знать правила, применимые к разрешению широкого круга конфликтов. Обобщая различные источники, можно выделить основные стили конфликтного поведения:

1. Силовой стиль (соперничество). Суть - в стремлении навязать свою точку зрения и разрешить конфликт с помощью силы (власти, экономического давления), не считаясь с интересами оппонента. Используют тогда, когда:

- существует явное преимущество в силе, ресурсах влияния и уверенность в победе;

- достижение цели имеет высокую значимость;

- компромиссы затруднены в силу специфики объекта: его нельзя поделить (место президента компании и т.п.).

Недостатки: не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через какое-то время, конфликт может возобновиться. Кроме того, навязанное силой подчинение зачастую бывает внешним, формальным. Побежденный может оказывать скрытое сопротивление, накапливать силы и ждать удобного момента. В случае «руководитель-подчиненный», он может отбить у второго желание к проявлению инициативы и активности.

2. Уклонение от конфликта (избегание). Считается предпочтительным, если:

- ощущается недостаток собственных ресурсов и превосходство противника;

- значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы;

- целесообразно затянуть время, чтобы собрать силы и дождаться удобной ситуации, подходящего момента.

Нередко все эти три обстоятельства имеют место одновременно. Однако и при их наличии не всегда возможно уклонение от конфликта, очень часто приходится выбирать стиль поведения, связанный с односторонними уступками.

3. Приспособление (к интересам и требованиям оппонента). Предполагает необходимость пожертвовать своими интересами, выполнить требования оппонента, отказаться от собственных целей. Нередко приходится применять подчиненным в конфликтах с начальством.

Приспособление — обычно вынужденный стиль конфликтного поведения. Если оно сопровождается осознанием собственной неправоты, то не имеет негативных последствий. Если же остается внутреннее несогласие с победителем, то оно имеет для проигравшей стороны примерно такие же негативные последствия, как при силовом стиле. Разница - в сохранении ресурсов, которые при силовом стиле затрачиваются на борьбу.

4. Компромисс. Суть - в частичных (до известных пределов) уступках оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны в надежде избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки. Один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Нередко позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его. Недостатки:

- блокирует выяснение источника конфликта, глубокий анализ сути проблемы и поиск путей ее решения;

- консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой стороны уступки. В силу этого у оппонентов может сохраняться негативное отношение друг к другу, а также чувство, что они проиграли или их обманули.

5. Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Означает внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию. Сотрудничество наиболее коррелирует с идеалистической стратегией обращения с конфликтом.

6.Поддержание статус-кво (мирное сосуществование). Суть - в совместном поддержании, консервации занимаемых позиций с целью не допустить невыгодное для обеих сторон разрастание конфликта. Разрешение спора отодвигается на неопределенное время. Применяется, если противоречия между сторонами достаточно глубоки, но допускают их относительно нормальное сосуществование, каждый из участников не уверен в своей победе и опасается разрушительного противоборства. В организации обычно реализуется в форме неофициального соглашения, на основании которого разделяются сферы действия или оговаривается недопустимость крайних форм соперничества.

Согласно ряду эмпирических исследований, на практике преобладают поиск компромиссов, а также уклонение от прямых столкновений. В целом же на выбор стиля поведения в конфликтах влияют прежде всего:

- размер ставки, которую можно выиграть или проиграть в результате конфликта. При возможности получить крупный выигрыш или при минимальном ущербе в случае неудачи чаще выбирают силовой стиль, борьбу;

- ресурсы, определяющие возможность соперничества и вероятность победы;

- наличие взаимных, пересекающихся интересов у участников конфликта. При наличии общей заинтересованности в сотрудничестве в неконфликтных сферах выбор падает, как правило, на «мягкие» стили конфликтного поведения, и напротив, в случае противоречивости прямо не участвующих в данном конфликте интересов используются более жесткие методы борьбы;

- культура, традиции: комплекс отношений как участников конфликта, так и их окружения.

Существуют только два эффективных способа преднамеренного прекращения конфликта:

1) Мягкое прекращение инцидента лучше использовать во всех ситуациях, когда руководитель прекращает инцидент в самом его начале, когда еще не произошла регрессия и потеря предмета. Это можно сделать, отложив обсуждение вопроса, вызвавшего инцидент, на некоторое время.

В результате руководитель:

- выигрывает время, необходимое для разрешения конфликта;

- ставит лидеров обеих групп перед необходимостью искать возможности для изложения своих позиций, не прибегая к инциденту.

2) «Жесткий» способ. Используется в следующих случаях:

1. Инцидент уже перешел на ту фазу своего развития, когда произошли или происходят потеря предмета и регрессия. Например, когда обсуждение какой-то проблемы, начавшееся относительно спокойно, перешло на выяснение отношений между его участниками.

2. «Мягкий» способ прекращения инцидента, использованный руководителем, не принес желаемого результата.

Используя «жесткий» способ прекращения инцидента, руководитель не должен поддерживать ни одну из сторон. Необходимо локализовать инцидент. Здесь вполне, уместна аналогия с тушением лесного пожара, т.е. его локализация, искусственное, специальное дробление его на отдельные очаги и постепенная ликвидация каждого из этих очагов по отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: