Поведение личности в конфликте. Типология внутриличностных конфликтов

Выделяют 3 главных модели поведения собеседника в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из таких моделей обусловлена ​​предметом конфликта, конфликтной ситуацией, индивидуально-психологическими особенностями.

Деструктивная: присуща такому субъекту, который склонен к разрешению конфликта и его углубление до физического уничтожения или полного преодоления противника. В быту это эгоисты, инициаторы скандалов, на предприятии - кляузники, в толпе - инициаторы беспорядков и разрушительных действий. Большое число конфликтов были способны бы решиться мирным путем, если бы не подогревались такими обществом. Ярко это видно на примерах межнациональных и международных конфликтов (С. Хусейн, Бен Ладен). К подобным лицам возможно отнести и людей, занимающих большие государственные должности, и содержат авторитарный стиль руководства, они стремятся доминировать над другими, покорять всех собственным интересам. Данные лица склонны нарушать чужие ценности, чинить препятствия для волеизъявления иных, нередко служит причиной конфликтов и даже войн. Такая их конфликтное поведение обусловлено недостатками в самоконтроле. Люди, склонные к конфликтам, обычно импульсивны, грубые, жесткие, склонные к риску и острым ощущениям, недальновидные. Данные люди заботятся только о собственных интересах и ради их реализации готовы идти на конфликт. Так, для лиц с деструктивным моделью поведения свойственно постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, они всегда унижают партнера, негативно оценивают его личность, проявляют подозрения и недоверие к оппоненту, нарушают этику общения.

Конструктивная: свойственна тем, кто стремится избежать конфликта, отыскать решение, удовлетворяющее всех. Человек конструктивного типа подыскивает посредника и принимает решения, направленные на снятие напряжения. Люди, которым свойственна такая модификация поведения с радостью вступают в переговоры, стремятся прояснить объект отличия взглядов и отыскать пути их урегулирования. Т.о. лица с конструктивной модели поведения в конфликте стремятся уладить конфликт. Они нацелены на поиск подобного решения, которое удовлетворит всех, им свойственна отличная выдержка и самообладание, к оппоненту относятся хватает дружелюбно, открытые в общении немногословные и лаконичные.

Конформистская: специфична для людей, которые в конфликте склонны скорее уступать и подчиняться, чем продолжать борьбу. В большей части случаев конформная модификация поведения объективно способствует чужим агрессивным проявлениям. Однако временами она играет и положительную роль, при том, что противоречия м/у субъектами не носят принципиального характера и появились из-за пустяка. Так, для лиц, при конфликте выбирают конформистскую модификация поведения присуща пассивность, непоследовательность в оценках и суждениях, вполне без труда соглашаются с точкой зрения оппонента, отступают и не желают решать острых вопросов.

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта:

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным конфликтом. Он рассматривается как конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, которые имеют выраженный нравственный компонент. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему.

3. Конфликт нереализованного желания или конфликт комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии.

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т.е. как противоречие, возникающее на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (профессиональными, физическими, психологическими). Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением, с одной стороны, повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и, с другой стороны, понизить притязания, чтобы избежать неудачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: