Основные методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и метод экспертного интервью.
При организации наблюдения в целях диагностики конфликта акцентируется внимание на признаках назревающего конфликта. Такими признаками могут быть:
· Стихийные мини-собрания (беседы нескольких человек).
· Увеличение неявок на работу.
· Снижение производительности труда.
· Увеличение числа локальных конфликтов.
· Повышенный эмоционально-психологический фон.
· Массовые увольнения по собственному желанию.
· Распространение слухов.
· Коллективное невыполнение указаний руководства.
· Стихийные митинги и забастовка.
· Рост эмоциональной напряженности.
При организации опроса персонала на предмет выявления конфликтности в организации в анкеты закладываются вопросы, которые позволяют выявить их психо-эмоциональное отношение к конкретным явлениям в организации (условия труда, уровень заработной платы, график работы и т.п.), их удовлетворенность или неудовлетворенность этими явлениями.
В ходе анализа результатов деятельности могут быть выявлены такие признаки назревающего конфликта как: снижение производительности труда, рост ошибок и просчетов в деятельности персонала, рост числа нарушений трудовой дисциплины и т.п.
При организации метода экспертного интервью важно подобрать экспертов и разработать план беседы в соответствии с предполагаемыми результатами опроса.
Особое место в диагностике конфликтов в организации занимают социологические методики прогнозирования. Одна из таких методик связана с оценкой критической массы интересов персонала в организации. Суть ее заключается в том, что особое место в системе интересов персонала организации занимают производственные, социальные, личностные и финансовые интересы. Именно эти интересы выступают в качестве ведущих мотивов персонала организации и при их ущемлении до определенных пределов могут возникать массовые протесты и различного рода конфликты. Для оценки предельного уровня ущемленности выделенных интересов персонала используется понятие критической массы интересов. Критическая масса интересов — это показатель ущемленных интересов сотрудников в процентном отношении от общей их численности, сложившихся в результате какого-либо события, и неизбежно ведущих к конфликтам в организации. Например, если в результате, какого- либо управленческого решения или другого события ущемляются производственные интересы более чем 76% (показатель критической массы) сотрудников, то конфликт в организации неизбежен.
Производственные интересы связаны с должностными обязанностями и правами сотрудников (организацией рабочего места), объемом выполняемой работы, характером и условиями их труда. Показатель критической массы этих интересов составляет 76%.
Социальные интересы связаны с неформальным положением сотрудников в коллективе, их статусом и ролью, включенностью их в микрогруппы, возможностями неформального общения, проявления дружбы, симпатий и т.п. Показатель критической массы социальных интересов составляет 61,5%.
Личностные интересы связаны с жизненными ценностями сотрудников, их представлениями о добре и зле, справедливости или несправедливости и т.п. Особым образом личностные интересы связаны с условиями самореализации личности, свободно выражать свое мнение и т.д. Показатель критической массы этих интересов составляет 38,1 %.
Финансовые интересы связаны с материальным вознаграждением и заработной платой сотрудников. Показатель критической массы финансовых интересов составляет 23,5%28.
Для удобства работы показатели критической массы интересов сведем в таблицу 14.1
Таблица 14.1
Структура интересов персонала в организации и прогнозирование конфликтов
ТИП ИНТЕРЕСА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА | ПОКАЗАТЕЛЬ КРИТИЧЕСКОЙ МАССЫ ИНТЕРЕСА |
Производственные интересы | 76% |
Социальные интересы | 61,5% |
Личностные интересы | 38,1% |
Финансовые интересы | 23,5% |
Приведем пример расчета критической массы производственных интересов организации, численность сотрудников которой составляет 120 человек. Алгоритм такого расчета следующий:
1. Определяем численность сотрудников, соответствующих показателю КМИ, по следующей формуле, где N — число сотрудников, а k — показатель КМИ:
2. По результатам опроса определяем численный состав сотрудников (О), чьи интересы ущемлены в результате каких-либо событий.
3. Делаем вывод:
а) Если О > К, то конфликты в организации неизбежны.
б) Если О < К, то в целом конфликтогенная ситуация в организации в пределах нормы.
Вторая методика прогнозирования конфликтов в организации] связана с выявлением интегрального показателя социальной напряженности. Такой показатель может быть выявлен с помощью факторного анализа по формуле:
где К — коэффициент социальной напряженности;
х1 + х2 +... + хn — факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т.д.);
Р — количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Шкала оценки конфликтности:
· — удовлетворительное состояние отношений;
· — неустойчивое состояние отношений;
· — предкризисное состояние отношений;
· K > 70%— кризисное состояние отношений.
В заключение заметим, что применение социологических методик прогнозирования конфликтов в организации предполагает комплексное использование методов диагностики: наблюдения, опросов, экспертных интервью и др.