Метод картографии

Метод картографии в конфликтологии разработан австралийски­ми учеными X. Корнелиус и Ш. Фэйр. Суть его заключается в состав­лении карты конфликта, на которой находят отражение основные характеристики межличностного конфликта: предмет, конфликтная ситуация, позиции конфликтирующих и другие. Особое место в карте конфликта занимают мотивы конфликтантов, среди которых выде­ляются мотивы стремления (интересы) и мотивы опасения. Образец карты представлен на схеме 1.

Схема 1.Карта конфликта

По мнению авторов, применение карты конфликта можно свести к трем основным ситуациям:

1. Самостоятельное составление при анализе конфликта (помо­гает обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий).

2. Составление при посредничестве для подготовки стратегии
разрешения конфликта.

3. Составление в процессе переговоров, в которых принимают
участие все оппоненты (помогает налаживать конструктивное взаи­модействие между ними, располагает к сотрудничеству).

Весьма полезными могут быть рекомендации психолога, практи­кующего тренера Н. Н. Васильева по методике применению карты конфликта. Опираясь на методику Васильева, составление карты конфликта можно свести к четырем этапам.

Первый этап. Определение предмета конфликта. На этом этапе следует описать проблему в общих чертах. Из-за чего возник спор, по поводу чего высказываются разные мнения? При этом не надо глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти выход. Опиши­те, что является предметом конфликта, используя преимущественно существительные: не что надо делать, а что является «яблоком раздо­ра». Предмет может быть не один. На каждый предмет лучше состав­лять отдельную карту, если только не удается найти общую форму­лу. Например: «Распределение работы», «назначение на вакантную должность»... Обратите внимание, чтобы предмет не определялся в терминах дихотомического выбора: или А — или Б.

Второй этап. Определение субъектов конфликта. На этом этапе необходимо решить, кто является главными сторонами в конфлик­те, а также составить список действующих лиц. Если группа имеет однородные требования, потребности, ее на схеме можно определить как одно лицо (администрация, персонал, пострадавшие и т.п.).

Третий этап. Определение конфликтной ситуации. При опреде­лении конфликтной ситуации следует помнить, что конфликтная ситуация — это то, что надо устранить, чтобы предупредить кон­фликт или его разрешить. Конфликт может быть следствием не­скольких конфликтных ситуаций. Формулировка конфликтной си­туации должна подсказывать, что делать. В процессе формулировки конфликтной ситуации задавайте себе вопросы «почему» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают дру­гие. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

Четвертый этап. Определение мотивов конфликта. Задача чет­вертого этапа – выяснить мотивацию, стоящую за позициями. При этом следует помнить, что поступки людей вызываются желаниями стоящими за ними мотивами. Мы стремимся к тому, что приближает удовлетворение потребностей, и избегаем того, что мешает этому. Необходимо перечислить мотивы стремления (интересы) и мотивы опасения каждого участника.

Графа интересы может включать стремление сохранить или завоевать лидерство, власть, статус, роль и т.п.

Графа опасения может включать озабоченность, опасения, тревоги. Предметом опасений часто бывают: физическая безопасность; финансовые потери; низкая зарплата; переплата за покупку; отвержение, потеря любви, членства в группе; одиночество; потеря контроля (власти); нежелание попадать под влияние, в зависимость от кого-либо; потеря уважения; провал, критика, осуждение; унижение; утрата возможности реализовать себя; неинтересная работа.

При выявлении мотивации важно знать, что для многих легче сказать, чего они опасаются, а не чего хотят. Например, легче сказать, что опасаешься неуважения, чем признаться, что нуждаешься в уважении.

Такова характеристика основных методов анализа конфликтов в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: