Концепция социал-дарвинизма. Основной постулат социо-биологической концепции: «конфликт и борьба присущи человеку, как и всем животным» зародился из теории биологической эволюции

Основной постулат социо-биологической концепции: «конфликт и борьба присущи человеку, как и всем животным» зародился из теории биологической эволюции, повлиявшей на формирование мировоззрения современников, в том числе, занимающихся социальными науками. И с середины XIX века принципы эволюции энергично вторгаются в самые разнообразные области социального знания. Приверженцы этого подхода опирались на теорию естественного отбора и борьбы за существование Чарльза Дарвина, выводя отсюда идею о естественной агрессивности человека, которая и проявляется в конфликтах.

Сторонники социал-дарвинизам рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. Борьба за существование обусловлена стихийным стремлением людей к самосохранению и накоплению жизненных ресурсов. Отсюда делается вывод о естественном желании одних рас и народов подчинять себе другие и господствовать над ними, что является верховным законом естественной эволюции.

1. В работе английского экономиста Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» было дано объяснение причин усиливающейся безработицы. Объясняя бедствия народа вечными биологическими свойствами природы, Т. Мальтус сформулировал естественный закон, согласно которому численность населения растет в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической. Тем самым причины бедственного положения народа коренятся в неразумном его размножении. Такой взгляд на процессы общественного развития делал борьбу людей за средства существования самоочевидным и неизбежным явлением, а всевозможные конфликты с точки зрения этой теории стали постоянным фактором общественного развития.

Общий признак социального дарвинизма - это рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.д.

2. Английский социолог Герберт Спенсер выдвигает идею о всеобщности и универсальности конфликта, борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивая процесс общественного развития.

Социал-дарвинизм отождествляет общество отождествлено с организмом, в результате к нему становятся применимы биологические закономерности, включая и борьбу за существование.

Спенсер, выделяя два главных типа общества (военное и промышленное), говорил о военных конфликтах (победитель истребляет или порабощает побежденного) и промышленной конкуренции (побеждает сильнейший в отношении усердия, способностей и т.д., т.е. в области интеллектуальных и волевых качеств). Благодаря борьбе выживает сильнейший, растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства, т.е. благодаря естественному отбору общество начинает процветать. Альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание слабейших, т.е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, а это ведет к деградации всего общества.

3. Австрийский социолог Людвиг Гумплович рассматривал общество как совокупность групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство и в основе всех общественных процессов лежит стремление людей к удовлетворению материальных потребностей, которое неизбежно сопряжено с насилием и принуждением. Причинами этого является то, что людям от рождения присуща животная ненависть, определяющая отношения между индивидами, группами, народами, расами и племенами. Основным социальным законом является стремление каждой социальной группы подчинять себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству.

Сущность расовых различий вытекает не из природных, а из культурных закономерностей. Источники конфликта находятся не только в природе человека, а в социальных феноменах различных по своему типу культур. Мотивами этноцентризма является вера народа в то, что он занимает самое высокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравнении со всеми народами исторического пошлого.

Причиной конфликтов кроется в родстве и различиях по крови, что проявляется в психике в бессознательных чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к своим, непримиримости и ненависти к чужакам. Сфера бессознательного сообщает этногруппам стихийные импульсы к самосохранению и увеличению собственного благосостояния и, как следствие, стремление к подчинению себе других групп и господству над ними. Это является причиной всемирно-исторический процесс развития общества.

Конфликт не являются единственно важным социальным процессом, такое же значение имеет процесс социального единения, на основе которого возникают более широкие социальные общности и государства. Социальные группы объединяются в результате конфликта. С возникновением государства орудия порабощения межгрупповые конфликты не исчезают, а выступают в новой форме как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий, политических партий и т.п.

С общим ростом благосостояния, растет культура компромиссов, перехода демократических и гуманистических принципов в образ жизни, возникает равноправие низших и высших, подвластных и властвующих, возникает современное культурное государство, характерными чертами которого являются: равенство граждан и законность, парламентаризм, участие всех групп общества в законотворчестве.

4. Американский социальный дарвинист Уильям Самнер придерживался двух принципов социологии: автоматический и неуклонный характер социальной эволюции; универсальность естественного отбора и борьбы за существование (в этой борьбе гибнут наиболее слабые, худшие представители рода человеческого). Это продукт естественной селекции, и нет оснований противостоять ей в угоду равенству. Поэтому государство не должно вмешательства в общественную жизнь.

Ввел понятия «мы-группа» или «внутренняя группа» (отношения в группе отличаются сплоченностью) и «они-группа» или «внешняя группа» (отношения враждебны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: