Вооружение, конфликт и мораль

.

Чем сокрушительнее вооружение и приемы применения молниеносны, тем больше вероятность, что боевая стычка между соперниками закончится смертью одного из них, а то и обоих. Поэтому в ходе эволюции у подобных видов вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Система инстинктивных запретов, ограничивающих поведение животных, называют естественной моралью. Хорошо вооруженные животные могут долго угрожать друг другу, а когда один из них устает, он резко меняет позу, подставляя противнику для коронного боевого удара самое незащищенное место. Моральный запрет срабатывает у победителей как удар тока: весь его гневный пыл испаряется, он отворачивается от противника и прячет оружие. У человека данный инстинкт может не сработать в отличие от волка или змеи человек в может и ударить. Человек по своей естественной истории очень слабо вооруженное животное, даже укусить (в отличие от обезьяны) и то толком не может.

.

В общечеловеческую мораль (в действительности общебиологическую) входят: «не убий», «не бей лежащего» (т.е. соперника, принявшего позу покорности), «не трогай детенышей», «не покушайся на чужую территорию, чужое гнездо», «чужую самку», «не нападай неожиданно сзади», «не отнимай пищу», «не воруй ее» и т. п.

Однако, если бы, какой-то вид имел очень сильную мораль и неукоснительно соблюдал все заповеди, он был бы плохо приспособлен к среде, которая отнюдь не так идеальна, чтобы выполнялись моральные запреты. Поэтому животные имеют обходные пути: есть условия, когда запрет можно и нарушить (инстинкт как бы говорит: нельзя, но если очень надо, то можно). Так что наряду с запретами животное знает и как украсть чужое, и как отнять, и как бить слабого, и даже как убить. Самый общий из таких обходных путей разделение на «своих» и «чужих». В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих слабее или вообще не действуют. Животное обычно хорошо знает своих - это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели общей территории и т.п. Относительно них в стычке возникает механизм торможения, если более слабое животное принимает униженную позу. Такого рода торможения препятствуют нападению на слабый пол - большей частью на самок (кошки, собаки, волки).

У некоторых насекомых слабым полом являются самцы самки значительно сильнее и больше и они могут представлять для самца серьезную опасность (самки богомола часто поедают самца в момент оплодотворения). Выработанный здесь механизм это поднесение подарка, т.е. самец подносит самке что-либо съедобное и тем отвлекает в нужный момент ее внимание. Это поведение дало начало ритуалу, т.е. превратилось в символ, причем подарок может уже и не содержать ничего съестного. Ритуал поднесения свадебных подарков широко распространен, причем не только среди насекомых, но и среди птиц.

Пожатие рук у обезьян играет такую же роль. У них его происхождение яснее, чем у людей одна из обезьян подает руку ладонью вверх, как-бы выпрашивают пищу (поведение детенышей). Поцелуи обезьян при встрече происходят так же от кормления детенышей.

По отношению же к противнику естественная мораль никаких запретов не выдвигает: враг, нарушивший территорию или покусившийся на целостность стада, уничтожается без предупреждения.

Поэтому разделение людей на наших и не наших («мы» и «они», «свой» и «чужой») - преступно, так как это снимает в человеке инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему, а освобожденный от них человек становится не просто жестоким, а изощренно жестоким.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: