Задание 2. Содержание заданий:в программе к итоговой государственной аттестациибудущим психологам предлагается 6 заданий двух видов: Задания 1 - 3 предполагают

Конфликтология

Содержание заданий: в программе к итоговой государственной аттестациибудущим психологам предлагается 6 заданий двух видов: Задания 1 - 3 предполагают практическое применение знаний по конфликтологии в профессиональной деятельности педагога-психолога; задания 4 – 6 предлагаются в форме конфликтных ситуаций.В результате выполнения заданий студенты должны показать, как они умеют вырабатывать прикладные навыки и принципы регулирования конфликтов; определять конфликтующие стороны, их взаимодействия и достижения консенсуса; использовать различные стратегии поведения в конфликте;

Задание 1.

Приведите пример конфликта в педагогическом коллективе. Используя метод картографии, дайте оценку интересам, потребностям, опасениям каждого участника конфликта. Предложите различные варианты разрешения конфликта самими участниками конфликта и с помощью посредника (психолога).

Алгоритм ответа:

- подобрать пример конфликтной ситуации, случившейся в педагогическом коллективе;

- назвать участников конфликта;

- определить интересы, потребности, опасения каждого участника;

- объяснить суть метода картографии;

- обосновать роль данного метода в анализе конфликтов.

Студенты должны знать:

- анализ конфликта;

- стадии развития конфликта;

- метод картографии конфликта;

- роль психолога в решении конфликтов.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

Задание 2.

Предложите фрагмент проведения психолого-педагогического семинара «Методы профилактики конфликта», целью которого является овладение педагогами навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации. На примере конкретной конфликтной ситуации раскройте социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей, чувств и настроений людей (метод согласия, доброжелательности, сохранения репутации партнера и др.), с помощью которых можно не допустить дальнейшее развитие конфликта.

Например, для рассмотренияпедагогам была предложена следующая ситуация: «На уроке математики дети делали чер­теж к задаче. Саша полез в пенал за ли­нейкой, но тут вспомнил, что на пере­мене Коля его линейкой пускал бумаж­ные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ири­на Петровна заметила это и закричала: «Немедленно повернись к себе. Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол». Коля сидел, еле сдерживая слезы».

Алгоритм ответа:

- охарактеризовать формы работы психолога с педагогическим коллективом;

- подобрать виды заданий, которые могут быть рассмотрены в ходе семинара;

- обосновать позицию психолога при взаимодействии с педагогами;

- показать способы решения проблемы взаимоотношений, описанной в ситуации.

Студенты должны знать:

- причины конфликтов в педагогическом коллективе;

- особенности взаимоотношений в сфере «учитель-ученик»;

- способы разрешения конфликта между учителем и учеником.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: