Конфликтология
Содержание заданий: в программе к итоговой государственной аттестациибудущим психологам предлагается 6 заданий двух видов: Задания 1 - 3 предполагают практическое применение знаний по конфликтологии в профессиональной деятельности педагога-психолога; задания 4 – 6 предлагаются в форме конфликтных ситуаций.В результате выполнения заданий студенты должны показать, как они умеют вырабатывать прикладные навыки и принципы регулирования конфликтов; определять конфликтующие стороны, их взаимодействия и достижения консенсуса; использовать различные стратегии поведения в конфликте;
Задание 1.
Приведите пример конфликта в педагогическом коллективе. Используя метод картографии, дайте оценку интересам, потребностям, опасениям каждого участника конфликта. Предложите различные варианты разрешения конфликта самими участниками конфликта и с помощью посредника (психолога).
Алгоритм ответа:
- подобрать пример конфликтной ситуации, случившейся в педагогическом коллективе;
|
|
- назвать участников конфликта;
- определить интересы, потребности, опасения каждого участника;
- объяснить суть метода картографии;
- обосновать роль данного метода в анализе конфликтов.
Студенты должны знать:
- анализ конфликта;
- стадии развития конфликта;
- метод картографии конфликта;
- роль психолога в решении конфликтов.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
Задание 2.
Предложите фрагмент проведения психолого-педагогического семинара «Методы профилактики конфликта», целью которого является овладение педагогами навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации. На примере конкретной конфликтной ситуации раскройте социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей, чувств и настроений людей (метод согласия, доброжелательности, сохранения репутации партнера и др.), с помощью которых можно не допустить дальнейшее развитие конфликта.
Например, для рассмотренияпедагогам была предложена следующая ситуация: «На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но тут вспомнил, что на перемене Коля его линейкой пускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ирина Петровна заметила это и закричала: «Немедленно повернись к себе. Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол». Коля сидел, еле сдерживая слезы».
|
|
Алгоритм ответа:
- охарактеризовать формы работы психолога с педагогическим коллективом;
- подобрать виды заданий, которые могут быть рассмотрены в ходе семинара;
- обосновать позицию психолога при взаимодействии с педагогами;
- показать способы решения проблемы взаимоотношений, описанной в ситуации.
Студенты должны знать:
- причины конфликтов в педагогическом коллективе;
- особенности взаимоотношений в сфере «учитель-ученик»;
- способы разрешения конфликта между учителем и учеником.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.