Тема10. Причины конфликтов в организации. Виды организационных конфликтов

Организационные конфликты являются особым типом социальных конфликтов, которые вызываются специфическими свойствами организа­ции, ее структурными особенностями и взаимодействием с другими орга­низациями. Четкой границы между организационными конфликтами и со­циальными, как таковыми, не существует, так как почти всегда в организацию привносятся личностные конфликты, а организационный конфликт может перейти в межличностный. К организационным кон­фликтам относятся:

конфликт целеполагания, в котором противоречивость целей пере­растает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп ра­ботников;

внутриорганизационные конфликты, связанные с подменой глав­ной цели и носящие дисфункциональный характер (например, целью дея­тельности членов в организации может стать не та, ради которой данная организация была создана, а выполнение правил и инструкций, поддержа­ние дисциплины и порядка);

конфликт между целями узкой группы руководителей организации и основным персоналом (когда формальные лидеры организации цели сво­ей неформальной группы противопоставляют целям всей организации);

конфликт между структурными подразделениями (например, из-за дефицита средств).

Возможными субъектами конфликта в организации являются:

– администрация организации;

– средний управленческий персонал;

– низший управленческий персонал;

– основные специалисты (в штате);

– вспомогательные специалисты (вне штата – по контракту);

– технический персонал;


– структурные подразделения;

– неформальные группы сотрудников.

Наиболее распространенными являются конфликты по вертикали. Они в среднем составляют 70-80 % от всех остальных. Причины конфлик­тов – самые разные. Так, это могут быть ролевые несоответствия в систе­ме отношений «руководитель-подчиненный», когда, например, имеет ме­сто несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями. Эта причина обусловлена главным образом пло­хим описанием во многих организациях служебных функций персонала. В результате у людей складывается неправильное представление о том, кто за что отвечает и что делает.

Причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют субъективные и объек­тивные причины конфликтов «по вертикали».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: