Если социология в большей степени ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических групповых конфликтов. В предыдущем пособии были описаны представления З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга и Э.Фромма о природе внутриличностного конфликта.
Американский психолог Эрик Берн (1902—1970) разработал концепцию транзактного анализа. Согласно его теории в процессе взаимодействия (транзакций) люди проявляют одно из трех личностных качеств: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи — прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации возникают, в тех случаях, когда не оправдаются ролевые ожидания по отношению друг к другу. Например, «родитель» ожидает со стороны других поведения «ребенка» (такие транзакции Берн называет дополнительными), но получив отрезвляющую оценку со стороны «взрослого» (перекрестная транзакция), выражает свое недовольство [13, стр. 21-31].
|
|
Среди представителей гуманистической психологии оформляется тенденция принимать в качестве основы конфликтов нарушения в области самореализации и самооценки (К. Роджерс), противоречия между базовыми потребностями и производными (Маслоу). По К. Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.