Глоссарий. Авторитарность — социально-психологическая характеристика личности, отра­жающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партне­ров по

Авторитарность — социально-психологическая характеристика личности, отра­жающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партне­ров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чер­тами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам.

Авторитет — влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидом (как наделенного, так и ненаделенного властью) права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Агрессия — индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Адаптация социальная — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Со­отношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде.

Адаптивность-неадаптивность — тенденции функционирования целеустрем­ленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) меж­ду ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. А. выражается в согласовании целей и результатов.

Аддитивность — свойство величин, заключающееся в том, что сумма значений величин, соответствующих частям объекта, равна значению величины, соответствующей целому объекту (свойством аддитивности обладает величина группы, но не обладают межличностные отношения в ней или совместная деятельность).

Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр — обладает значительными полномочиями, изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Атрибуция — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социаль­ной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Не­обходимость обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании».

Блеф — тактический прием конфликтного противоборства, представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Внутриличностный конфликт — противоборство внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Генерализация конфликта — переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столк­новения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени, а так­же относительно той социальной системы, в масштабах которой возника­ет и развивается конфликтное столкновение.

Группа ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой дея­тельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.).

Группа неформальная — реальная социальная общность, не имеющая юриди­чески фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе ин­тересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы, имеющие профессиональную, так и внепрофессиональную направленность.

Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. индивид может оценить себя и других.

Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповой конфликт — нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон, в котором хотя бы одна из сторон представляется социальной группой.

Групповой конфликт типа «личность–группа» — нормальное проявление социальных связей и отношений между личностью и группой, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели личности и социальной группы.

Групповой конфликт типа «группа–группа» — нормальное проявление социальных связей и отношений между двумя группами, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои групповые цели.

Групповые нормы — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Демонстрация — массовое шествие, одна из форм урегулирования коллек­тивных трудовых споров, социальных конфликтов.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения.

Диагностика конфликтов — знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны для конструктивного решение конфликта.

Динамика конфликта — ход развития конфликта по этапам и фазам.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения тру­довых обязанностей; крайняя форма конфликтного столкновения, кон-фронтационный способ разрешения социально-трудового конфликта.

Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта («ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний и устранения психологического дискомфорта, кото­рый может изменить систему межличностных отношений).

Информационно-психологическая воина — плановое использование пропаганды и другой де­ятельности через средства массовой информации для оказания влияния на мышление, чувства и поведение враждебных, нейтральных и дружественных групп населения иностранных государств, чтобы тем самым содействовать осуществлению целей своей национальной политики.

Инцидент — конкретные конфликтные действия, при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Карта конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.

Катарсис — освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Климат социально-психологический — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности условий, способству­ющих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и все­стороннему развитию личности в группе.

Компромисс — стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Комплекс неполноценности — эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, порожденные неуверенностью в своих достоинствах или способностях, проявляющиеся в отказе от конкурентной борьбы, в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости.

Конфликтология — система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликт — нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального столкновения несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Конфликтогены — вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответствен­ные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Манипуляция — вид психологического воздействия, искусное исполнение ко­торого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Мегосударственный конфликт — вид политического конфликта, нормальное проявление связей и отношений между государствами и коалициями, способ взаимодействия при столкновении противоположными целями и интересами.

Межличностные конфликты — противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, представляющего собой столкновение на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов) или личных антипатий.

Межличностный инновационный конфликт — противодействие между сто­ронником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негатив­ных эмоций по отношению друг к другу.

Межэтнические конфликты — противодействие происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов в борьбе за контрол ь над распределением материальных и духовных ресурсов.

Метод сглаживания — тактический метод управления педагогическим конфликтом, используемый в образовательных учреждениях, ориенти­рованных на коллективные методы взаимодействия; эффективный в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе; основанный на подчеркивании общих интересов.

Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Образ врага — создание интегрированного негативного представления об оппоненте, лишенного индивидуальности, отказе ему в сочувствии, мобилизации на борьбу с ним для нанесения максимального ущерба.

Общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

Организация — социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Организационный конфликт (конфликт в организации)— нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон, внутри организации.

Педагогический конфликт —нормальное проявление связей и отношениймежду людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство, взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон образовательной системы.

Переговоры — способ преодоления конфликтного противоречия, заинте­ресованный диалог оппонентов с целью урегулирования конфликта.

Плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мне­ний, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивида­ми относительно значимых для них ситуаций.

Политический конфликт — нормальное проявление социальных связей и отношений между противоположными общественными силами, способ взаимодействия при столкновении разнонаправленных политических целей и интересов.

Позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторо­нам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; интегральная, наиболее обобщенная характеристика поло­жении индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре, официальное, определяемое должностью положе­ние личности в группе.

Помощник (модератор) — в урегулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

Посредник (медиатор) — более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Предупреждение конфликта вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфлик­та.

Принуждение (борьба, соперничество, конфронтация) — взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Прогнозирование конфликта — один из важнейших видов дея­тельности субъекта управления, направленный на выявление при­чин данного конфликта в потенциальном развитии.

Профессиональная компетенция — это система знаний, навыков, умений и обобщенных способов действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствие с предоставленными полномочиями.

Профессиональная компетентность представляет собой способность (знание, умение, владение) и готовность (бытие) эффективно выполнять деятельность в соответствии с предоставленными полномочиями.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъектов (субъекта) социального взаимодействия, связанный с завершением конфликта.

Регулирование конфликта —это вид деятельности субъекта управ­ления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обес­печение его развития в сторону разрешения.

Ригидность — индивидуально-психологическая особенность личности, проявляющаяся в привязанности к однотипным способам действия и восприятия вплоть до полной неспособности изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Самопрезентация — управление впечатлением, которое инициатор произво­дит на целевую персону с целью поддержания или усиления своего влия­ния на нее.

Семейный конфликт — противоборство между членами семьи в процессе социального взаимодействия, представляющее собой столкновение на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов) или личных антипатий.

Семейные трудности — негативные, деструктивные меж­личностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых по­требностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функ­ционирования.

Сотрудничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Стимулирование конфликта это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.

Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Супружеский стиль — способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности.

Технология эффективного общенияв конфликте — это способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Технология рационального поведения в конфликте — совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций, соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Толерантность — это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (лич­ность, общество) изнутри,

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Трансдисциплинарно-компетентностная система оценочных средств — наддисциплинарная совокупность системы оценки, контроля и системы оценочных заданий, которые позволяют оценить уровень способности и готовности обучающегося и выпускника как интегративную целостность, соотнесенную с применимостью работника на рынке труда.

Трансдисциплинарный учебно-профессиональный практикум (ТУПП) — организационная форма перманентной модульной теоретико-практическая подготовки, реализующая совокупность согласованных содержательных, технологических и оценочных требований к учебно-профессиональной деятельности.

Третейский судья — наиболее авторитарная роль, обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.

Третья сторона —индивид или группа, внешние по отношению к конфликту, пытающиеся помочь субъектам противоборства в достижении согласия.

Управление конфликтом —целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление внутриличностными конфликтами —целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на внутренний психический мир личности для развития потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов.

Управление межличностными конфликтами —целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на его динамику для развития или разрушения системы отношений между личностями.

Урегулирование конфликта —приведение сторонконфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников (третьей стороны) или арбитража.

Урегулирование конфликта с участием PR – приведение сторонконфликтного взаимодействия к примирению путем участия в качестве третьей стороны

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию. Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Учебно-профессиональная компетенция — это система учебно-профессиональных знаний, навыков, умений и обобщенных способов учебно-профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.

Учебно-профессиональная компетентность — это интегративное профессионально-личностное качество будущего специалиста, в совокупности когнитивного, операционально-деятельностного и профессионально-личностного компонентов отражающее его способность и готовность эффективно, точно и в срок выполнять учебно-профессиональную деятельность.

Шантаж — тактический прием конфликтного противоборства, представляет собой демонстрацию реально существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Челночная» дипломатия — способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в орга­низации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.


Приложения

Приложение 1

В результате изучения курса «Конфликтология» обучающийся должен:

знать: теоретические основы конфликтологии; предмет, задачи, методы и типологию конфлик­тов; причины, функции, структура, процесс и динамика кон­фликта; содержание внутриличностных, межличностных, групповых, организационных, семейных конфликтов; функции, причины и типологию педагогических конфликтов; содержание и динамику управления конфликтами; прогнозирование и предупреждение (стимулирование) конфликтов; регулирование и разрешение конфликтов.

уметь: моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач в конфликтной ситуации; определять типы конфликтных личностей и педагогических конфликтов; определять и оценивать структуру стратегий поведения в ситуации конфликта; оценивать уровень конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях.

владеть: алгоритмом анализа конфликтных профессионально-педагогических ситуаций и самооценки рационального поведения; алгоритмом управления педагогическим конфликтом; алгоритмом определения структуры поведения в ситуации конфликта; алгоритмом эффективного общения в конфликтной ситуации.

быть: решительным, ответственным, высокий уровень самооценки поведения в конфликте, низкий уровень конфликтности, сбалансированность познавательных мотивов и мотивов достижения, преобладание направленности на дело и на общение, адекватным в выборе стратегий поведения в конфликте.

Дисциплина «Конфликтология» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное обучение»:

а) общекультурные компетенции (ОК):

- готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

- владением системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

- умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

б) профессиональные компетенции:

– способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

Матрица компетенций, формируемых в процессе усвоения

дисциплины «Конфликтология»

темы дисциплины № формируемых компетенций
ОК-8 ОК-11 ОК-26 ПК-5 ПК-6 Итого
1.1. + - + - -  
1.2. + - + - -  
2.1. + + + + +  
2.2. + + + + +  
2.3. + + + + +  
3.1. - + - + +  
3.2. - + - + +  
3.3. - + - + +  
3.4. - + - + +  
3.5. - + - + +  
3.6. - + + + +  
Итого            

Вопросы к экзамену по дисциплине

1. Раскройте содержание конфликтологии как науке, ее предмет, основные цели и задачи.

2. Раскройте сущность понятие конфликт и его основные структурные элементы.

3. Раскройте содержание процесс и динамику конфликта

4. Выделите и раскройте содержание функций конфликта.

5. Раскройте причины, особенности и формы их проявления внутриличностных конфликтов.

6. Раскройте причины, особенности и формы их проявления межличностных конфликтов.

7. Обоснуйте способы разрешения межличностных конфликтов

8. Дайте характеристику основных стратегий поведения в конфликте.

9. Охарактеризуйте типы конфликтных личностей.

10. Раскройте причины, особенности и формы их проявления групповых конфликтов.

11. Охарактеризуйте основные способы разрешения групповых конфликтов

12. Раскройте причины, особенности и формы их проявления конфликтов типа «личность-группа».

13. Раскройте причины, особенности и формы их проявления межгрупповых конфликтов.

14. Типы конфликтов в организации.

15. Охарактеризуйте основные способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами в организации.

16. Выделите и охарактеризуйте функции и последствия конфликта в семье.

17. Раскройте основные способы разрешения семейных конфликтов.

18. Охарактеризуйте супружеские конфликты, причины и источники. Формы конфликтного поведения супругов.

19. Обоснуйте возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов.

20. Раскройте причины, особенности и формы их проявления педагогических конфликтов.

21. Охарактеризуйте принципы, методы и приемы разрешения педагогических конфликтов.

22. Охарактеризуйтеправила оптимального разрешения педагогических конфликтов.

23. Раскройте функции третьей стороны в конфликте. Многообразие видов посредничества.

24. Раскройте технологию предупреждения конфликтов.

25. Раскройте содержание управления конфликтом.

27. Раскройте содержание прогнозирования конфликта.

28. Раскройте содержание регулирования конфликта.

29. Раскройте содержание разрешения конфликта.


Приложение 2

Таблица 1

Результаты решения ситуационных задач (идентификации конфликта)

Тип конфликта                    
А                    
Б                    
В                    

Приложение 2


Приложение 2

Методики исследования конфликтов

Вид конфликта Методики исследования конфликтов
Внутриличностные Методика оценки комплекс неполноценности А. Адлера. Методика определения агрессивности с помощью теста самооценки. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко). Методика определения волевого самоконтроля с помощью теста (Тест «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) А.Г. Зверькова и Е.Э. Эйдмана. Методика Т. Лири (ДМО). Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича. Методика выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера. Методика изучения внугриличностных конфликтов Ю. Юрлова. Методика взаимосвязи межличностных и виутриличностных конфликтов Е. Ивановой и А. Светличного. Опросник А. Басса-А.Дарки для определения индивидуального уровня агрессивности личности. 16- факторный личностный опросник Р. Кеттела. Личностный опросник Г. Айзенка. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилберга. Методика исследования экспериментальных конфликтов у человека А.Р. Лурия.
Межличностные Методика определения типа направленности (тест «Опросник МЭДНАЛ») Л.М. Митиной. Методика определения влияние акцентуаций характера на межличностный конфликт Шмишека. Методика определения уровня внутриличностной конфликтности А. Шишлова. Методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килмена. Методика трансактного анализа конфликтов Э. Берна. Методика классификации типов конфликтных личностей посредством поведенческих характеристик С.М. Емельянова. Методика межличностного восприятия в конфликте А. Тащевой. Методика исследования межличностного восприятия Г.М. Андреевой, B.C. Агеевой. Методика исследования межличностного конфликта Т.А. Полозовой. Методика стратегии поведения участников конфликта М. Штрауса, С. Штайлица. Методика «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной. Экспериментальная методика изучения межличностных конфликтов Л.С. Славиной, Н. Фрыкиной. Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик. Методика ситуационного метода исследования конфликтов Б.Я. Шведина, А.Я. Анцупова. Методика исследования межличностных конфликтов Н.В. Гришиной. Методика изучения конфликтов Б.И. Хасана. Методика моделирования межличностного конфликтов П.М. Ершова. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга.
Групповые Модульная методика диагностики А.Я. Анцупова (МСА - Модульный социотест А.Я. Анцупова). Методика оценки психологического климата в группе Ф. Фидлера-Ю. Ханина. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга. Методика изучениявзаимоотношений в малой группе (Т. Лири, Т. Лефорж, Р. Сазек). Методика «Q-сортировки» Х. Залена;. Методика социологического исследования Д. Морено. Методика координатно-социограммного метода А.И. Шкиля (конфликтные взаимодействия в группе). Цветовой тест отношений М. Люшера. Опросник Б. Кросби и Дж. Шерера. Методика ретроспективного анализа конфликтов М. Гольтштейн-Бека. Методика внутригрупиовой конфликтности Т.А. Полозоной. Методика изучения документов В. Крапивина. Экспериментальные методики исследования внутригруптювых процессов А. Раппопорта, А. Чимаха, Д. Поспелова. Методика диагностики характера конфликтов и взаимоотношений в группе А.Я. Анцупова. Методика «деловых ситуаций» Н..Г. Хитровой.
Организационные Модульная методика диагностики А.Я. Анцупова (МСА - Модульный социотест А.Я. Анцупова). Методика оценки интегрального показателя социальной напряженности А.Ф. Александровой. Модель диагностики конфликтов Л. Гринхелг. Методика оценка глубины конфликта С.М. Емельянова. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга.
Семейные Методика самооценки совместимости характеров С.М. Емельянова Методика самооценки конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях С.М. Емельянова. Методика межличностного семейного конфликта В.П. Лепковича, О.Э. Зуськовой; Методика идентификации типов конфликтов В.П. Шейнова. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга. Методика определения влияние акцентуаций характера на межличностный конфликт Шмишека. Методика определения уровня внутриличностной конфликтности А. Шишлова. Методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килмена. Методика трансактного анализа конфликтов Э. Берна. Методика анализа взаимодействия супругов в конфликтной ситуации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской
Педагогические Методика оценки агрессивности педагога А. Ассннгера. Методика диагностики педагогических социально-перцептивных барьеров в условиях педагогического конфликта Е.В. Перышевой. Методика трансактного анализа конфликтов Э. Берна. Методика исследования конфликтов в коллективе старшеклассников В.М. Афоньковой. Экспериментальная методика моделирования конфликтных ситуаций в педагогическом процессе Э.И. Киршбаума. Методика «взрыва» в ученическом коллективе А.С. Макаренко. Методика исследования конфликтов в подростковом возрасте в условиях школы Т.В. Драгуновой. Методика исследования конфликтов в младшем школьном возрасте Э.З. Халимова. Методика исследования конфликтов в ученическом коллективе (О.В. Лишин, В.Н. Лозовцев, Е.К. Ховенмей и др). Методика исследования конфликтных ситуаций в учительской и ученической среде (В.М. Басова, Э.И. Киргабаум, СМ. Сулейманова и др.). Методика исследования конфликтов в школьном и студенческом социуме (В.М. Афонькова, М.П. Битянова, В.И. Журавлев, П.В. Худоминский и др.). Методика исследования конфликтов в поликультурном образовательном пространстве университета (А.В. Мельничук). Методика исследования конфликтов в работе с детьми, социально и педагогически запущенными (А.С. Белкин, В.В. Базлюк). Методика изучения трудностей профессионального общения Л.II. Стахеевой. Методика изучения адаптационных возможностей в педагогической деятельности Е.Ю. Коржовой. Методика изучения поведения педагога при фрустрации в его деятельности Р.Ф. Заремба. Методика изучения затруднений в деятельности учителя Т'.С. Поляковой. Методика изучения трудных педагогических ситуаций Н.В. Кузьминой. Методика исследования жизненного пути педагогов Г.Е. Зборовского. Методика исследования педагогических проблемных ситуаций М.М. Кашапова. Методика стратегий поведения человека в конфликтных ситуациях (рисуночный тест) Ф. Розенцвейга.

Приложение

Рисуночный тест Ф. Розенцвейга (стратегии поведения человека

в конфликтных ситуациях)

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: