Составляющие конфликта

Объект конфликта.

Приведем основные характеристики объекта конфликта:

- под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой

возникает столкновение интересов участников конфликта;

- объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида:

материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные,

религиозные, политические и т.д.;

- объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. На-

против, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти инте-

ресы находятся в противоречии;

- объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытека-

ет из предыдущего положения;

- объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) ко-

личестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны,

участвующие в конфликте;

- объект конфликта может быть явным и латентным.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая

проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и

ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Участники конфликта.

Другой основной элемент социального конфликта – его участники. В

конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интере-

сами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимо-

действию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные

группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и

т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким обра-

зом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое мно-

жество.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта

на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные

стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наибо-

лее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники кон-

фликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно

их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников

именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны,

участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. При

этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической си-

ле, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или

информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредст-

венно связан с их социальным статусом – положением, занимаемым в обществе

в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной

ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает вос-

требован и различный потенциал участников конфликта.

Ранг в переводе с немецкого – звание, чин, разряд, категория. В соци-

альной конфликтологии он определяется по принципу высший – низший и

предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отноше-

нию к противоборствующей стороне.

Рассмотрим способы определения рангов оппонентов (субъектов кон-

фликта);

Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственно-

го имени и преследующий свои собственные интересы;

Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие группо-

вые интересы;

Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно

взаимодействующих друг с другом групп;

Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени за-

кона.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участ-

ники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта.

По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и раз-

витии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще

третьей стороной.

В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновны-

ми участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика

состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные дей-

ствующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом

уровне между двумя соседями, может со временем перерасти в межгрупповой

конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит

о первоначальных субъектах.

Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие груп-

пы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта

конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких

групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движе-

ния, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (пре-

зиденты) в его предвыборной борьбе.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие

его участники:

Инициаторы (зачинщики) – те участники конфликта, которые берут на

себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами

или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объе-

динения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные

участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не

участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в

тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без не-

го.

Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая

общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в

свою пользу. Организовать конфликт – значит продумать всю его динамику та-

ким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были

больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и

неосновные участники конфликта.

Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его раз-

вязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спон-

танные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.

Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: ма-

териальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная,

административная и т.д. Пособниками были страны, которые оказывали ту или

иную помощь гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные

участники. Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемо-

го субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут высту-

пать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта по-

средника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта.

Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путем нахож-

дения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обла-

дать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры,

мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравст-

венными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по от-

ношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или

убеждения иду вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае

одна из сторон откажется от такого посредника.

Среда конфликта

Еще один объективный элемент конфликта – его среда, включающая со-

вокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает су-

щественное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макро-

среду конфликта.

Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия лю-

дей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт.

Масштаб микросреды – это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на

развитие конфликтов между большими социальными группами и государства-

ми. Хотя опосредованно макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов

на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида

среды конфликта: физическую, общественно-психологическую и социальную.

Все они проявляются как на микро-, так и макроуровнях социальной системы и

могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом.

Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-

психологического климата на предприятии или социальных условий жизни лю-

дей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: