Объект конфликта.
Приведем основные характеристики объекта конфликта:
- под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой
возникает столкновение интересов участников конфликта;
- объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида:
материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные,
религиозные, политические и т.д.;
- объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. На-
против, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти инте-
ресы находятся в противоречии;
- объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытека-
ет из предыдущего положения;
- объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) ко-
личестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны,
участвующие в конфликте;
- объект конфликта может быть явным и латентным.
Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая
проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и
ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Участники конфликта.
Другой основной элемент социального конфликта – его участники. В
конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интере-
сами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимо-
действию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные
группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и
т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким обра-
зом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое мно-
жество.
Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта
на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные
стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наибо-
лее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники кон-
фликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно
их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников
именуют субъектами, или оппонентами конфликта.
В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны,
участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. При
этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической си-
ле, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или
информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредст-
венно связан с их социальным статусом – положением, занимаемым в обществе
в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной
ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает вос-
требован и различный потенциал участников конфликта.
Ранг в переводе с немецкого – звание, чин, разряд, категория. В соци-
альной конфликтологии он определяется по принципу высший – низший и
предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отноше-
нию к противоборствующей стороне.
Рассмотрим способы определения рангов оппонентов (субъектов кон-
фликта);
Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственно-
го имени и преследующий свои собственные интересы;
Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие группо-
вые интересы;
Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно
взаимодействующих друг с другом групп;
Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени за-
кона.
К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участ-
ники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта.
По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и раз-
витии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще
третьей стороной.
В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновны-
ми участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика
состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные дей-
ствующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом
уровне между двумя соседями, может со временем перерасти в межгрупповой
конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит
о первоначальных субъектах.
Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие груп-
пы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта
конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких
групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движе-
ния, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (пре-
зиденты) в его предвыборной борьбе.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие
его участники:
Инициаторы (зачинщики) – те участники конфликта, которые берут на
себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами
или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объе-
динения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные
участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не
участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в
тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без не-
го.
Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая
общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в
свою пользу. Организовать конфликт – значит продумать всю его динамику та-
ким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были
больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и
неосновные участники конфликта.
Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его раз-
вязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спон-
танные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.
Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: ма-
териальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная,
административная и т.д. Пособниками были страны, которые оказывали ту или
иную помощь гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные
участники. Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемо-
го субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут высту-
пать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта по-
средника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта.
Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путем нахож-
дения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обла-
дать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры,
мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравст-
венными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по от-
ношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или
убеждения иду вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае
одна из сторон откажется от такого посредника.
Среда конфликта
Еще один объективный элемент конфликта – его среда, включающая со-
вокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает су-
щественное влияние на причины его возникновения и всю динамику.
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макро-
среду конфликта.
Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия лю-
дей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт.
Масштаб микросреды – это малая социальная группа.
Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на
развитие конфликтов между большими социальными группами и государства-
ми. Хотя опосредованно макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов
на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида
среды конфликта: физическую, общественно-психологическую и социальную.
Все они проявляются как на микро-, так и макроуровнях социальной системы и
могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом.
Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-
психологического климата на предприятии или социальных условий жизни лю-
дей.