Тема 3. «Анатомия» конфликта

В.1. Единичный цикл деятельности – субстрат конфликтных отношений. Субличности.

В.2. Эмоциональное реагирование на результат деятельности.

В.3. Вариативность конфликта. Вариативность внутриличностного конфликта.

«Деловой» конфликт или конфликт «по поводу дела» (второй вариант практикуют «бытовые вампиры»)

Компоненты, по поводу которых может возникнуть конфликт:

Умения пара- сравнение

метры Парамет-

цели ров Цели и

Выбор (ПЦ) Резуль-та

Условия цели

внешней Реш.

среды ЦЕЛЬ выбор

прог- Програм-

Потребно- раммы ма дейст-

сти действ. вия (план)

Умения пара- сравнение

метры Парамет-

цели ров Цели и

Выбор (ПЦ) Резуль-та

Условия цели

внешней Реш.

среды ЦЕЛЬ выбор

прог- Програм-

Потребно- раммы ма дейст-

сти действ. вия (план)

Компоненты единичного цикла деятельности: исследование ситуации (потребности, собственные и внешние ресурсы, условия среды), выбор цели, выработка параметров цели, плана или программы действий, воздействия на ОУ в процессе его деятельности, сравнение параметров результатов действий с параметрами цели… (осуществление нового цикла, содержание которого – коррекция параметров полученного результата).

Выявление возможностей. «Инвентаризация»: а) актуальных потребностей, б) внутренних ресурсов (личных умений), в) заемных ресурсов (в том числе: качество, количество, срок, механизмы возмещения), г) условий, предоставляемых внешней средой.

2. Принятие решения. Соотнесение четырех компонентов друг с другом и выбор цели деятельности, выработка её параметров, выработка плана или программы действий.

В результате принятия решения у актора [1] формируется умственная модель соотношения со средой, в которой потребность, личные ресурсы (прежде всего, умения), заемные ресурсы и условия среды соответствуют друг другу и определяют параметры цели.

Выбор цели. Цель – будущее желательное соотношение субъекта со средой, опредмеченная потребность. Цель может иметь три уровня проработанности: «от чего», «для чего», «во имя чего». Последний уровень предполагает наилучшее соотношение: затраты/полезность результата, при этом два нижних уровня или достигаются попутно, или осознаются актором как неактуальные.

Для проверки того, на каком уровне находится ваша цель, полезно задавать себе вопрос: «я это получу, что мне это даст?» и сформулировав ответ, также протестировать его этим же вопросом. Это следует делать до тех пор, пока у вас вопрос не останется безответным. Тогда последний ответ проверяется на полезность. Полезность может быть ситуативной – удовлетворять актуальную потребность и «базовой» - удовлетворять базовые потребности личности (понимаемые, например, по А. Маслоу).

Всегда следует проверять – согласуется ли ситуативная и базовая полезности. То, что обозначается категорией «зло» материализуется потому, что люди торопятся удовлетворить ситуативную потребность, нанося неочевидный, но реальный ущерб удовлетворению базовых потребностей. Более подробно эту проблему мы рассмотрим на последующих занятиях.

Выработка и уточнение параметров цели – характеристик цели, позволяющих ей удовлетворять потребность актора и существовать в качестве объективной реальности, не нанося неприемлемого, с точки зрения актора, ущерба тому, что он хочет от ущерба уберечь.

Основная причина краха жизненных, экономических и социальных проектов – игнорирование этапа определения параметров цели на фоне ясности цели как некоего единичного целого. Поэтому, учась планировать свою карьеру, вам придется учиться ясно и точно формулировать параметры своих промежуточных целей

5. Выработка программы действий или плана – планирование

Планирование осуществляется от каждого из параметров цели до текущего состояния этого параметра. Следует не оставлять ни один из параметров без «цепочки действий», соединяющих желанное будущее с настоящим. Из всего, что «роится в голове» планировщика карьеры, именно план действий материализуется в «наблюдаемых со стороны» действиях человека, которые, в свою очередь, превращаются в результаты. Как спланируешь – то и получишь (именно «как», а не «что), если, конечно, делать, а не халтурить.

Планирование, как это на первый взгляд ни странно, не заканчивается, а продолжается на следующих этапах «единичного цикла соотношения актора со средой».

6. Действия по реализации плана

В процессе деятельности по выполнению плана постоянно происходит соотнесение наличного промежуточного результата с параметрами цели (см. п. 7) – и деятель определяет – приближается ли он к цели, или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: