В.1. Понимание конфликта в психологии

Тема 2. Конфликт как психологическая категория. Рабочее психологическое определения понятия «конфликт».

В.1. Понимание конфликта в психологии

1. Интрапсихическая интерпретация. Психодинамический подход – от З. Фрейда, который не столько объяснил источник конфликта в человеческой душе, сколько предложил метод осмысления внутрипсихических процессов. А. Адлер: «проблемность» взаимодействия с другими людьми – следствие «трудного» детства – постоянное ощущение угрозы самооценке, неуверенность в себе, обостренная чувствительность, и в результате – возникновение проблем во взаимоотношениях с другими, ведь «невротики ведут себя так, если бы они жили в стане врагов» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 194). К. Хорни: Невротизированными людьми движет желание … одерживать верх. Если …он уступает, оказывается вторым … он «не в порядке». Он стремится доминировать, иметь контроль над другими… Он хочет быть сильнее и нанести им поражение отчасти в целях собственной защиты, отчасти из чувства мести. (Horney, 1946, p. 42 – 43). Г. Салливан: недоброжелательность в отношениях в период детства приводит к постепенному искажению в «фундаментальном интерперсональном аттитюде» (Sullivan, 1953). В.Шутц – концепция фундаментальной ориентации межличностных отношений: социальная жизнь взрослого человека предопределена опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо адекватно, либо неадекватно реагирует в межличностных контактах (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978, с. 167 – 169). Э. Эриксон: развитие через кризис. Конфликт – онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 218).

2. Ситуационный подход (бихевиористский подход).

2.1. Конфликт – форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию. Источник «взрослой» агрессивности – «воспитание агрессии» в детстве – т.к. дети не имели альтернативы и были вынуждены действовать только агрессивно, т.е. других образцов эффективных действий в подобных ситуациях у них не было (объяснение в рамках классической теории УР).

2.2. А) Исследования М. Дойча (исследование проблемы выбора индивидом кооперативного или конкурентного стиля поведения). «Закон социальных отношений»: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социального отношения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения. Каждый тип вызывает и вызывается «своими» формами отношений» (Deutsch, 1985, p.70).

Б) М. Шериф (опыты в подростковом лагере: конкуренция-кооперация): агрессия и конфликт не самогенерируемые интрапсихические события. Они – следствие взаимодействия в ситуациях, когда преследуемые участниками цели поддерживаются или блокируются. Следовательно, всегда надо учитывать контекст ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: