Темы докладов и сообщений

ВВЕДЕНИЕ

Курсы «Культурология» и «Религиоведение» выступают важными компонентами гуманитарной подготовки студентов технического вуза. Актуальность их изучения определяется тем обстоятельством, что идеи диалога культур и мировоззрений, плюрализма и толерантности играют доминирующую роль в формировании нового социокультурного контекста существования современного человечества. Диалог культур представляет собой процесс взаимного узнавания и понимания культур, их сближения и обогащения. Эта такая стратегия общественного развития, которая направлена на то, чтобы научиться жить вместе, оставаясь различными.

Исходным основанием любой культуры выступает религия. Сращиваясь с этнокультурной традицией, религия придает ей устойчивость и защищает от разрушительных внешних воздействий, способствует сохранению национальной самобытности. Россия представляет собой многонациональную и поликонфессиональную страну. Знание культурных и религиозных традиций народов нашей страны, уважительное отношение к ним является необходимым условием гражданского согласия, мира и демократического развития нашей страны.

Задачи семинарских занятий по курсам «Культурология» и «Религиоведение» продиктованы основной целью гуманитарной подготовки студентов в вузе – содействовать профессиональному и личностному развитию будущих специалистов путем усвоения студентами системы культурологических и религиоведческих знаний, необходимых для эффективной профессиональной и личностной самореализации. Семинарские занятия по данным призваны закрепить, дополнить, конкретизировать и проверить знания полученные студентами на лекции и в ходе самостоятельного изучения материал. Самостоятельное изучение учебно-методической и научной литературы по проблематике курсов в ходе подготовки к семинару должно содействовать овладению ими достижениями мировой и отечественной культурологической и религиоведческой мысли, мировоззренческому самоопределению студенческой молодежи в сложных социально-духовных процессах современной эпохи.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

ТЕМА 1. Культурология как гуманитарная наука.

1. Эволюция представлений о культуре. Предпосылки возникновения культурологии.

2. Предметное поле, задачи и основные проблемы культурологии.

3. Структура культурологического знания.

4. Методы культурологических исследований.

В первом вопросе необходимо указать, что исследование культуры имеет глубокие философские традиции, проследить историческое развитие представлений о культуре (античность, средние века, Новое время), раскрыть комплекс теоретико-методологических и социальных причин, определивших появление культурологии как самостоятельной дисциплины в ХХ века.

Во втором вопросе следует акцентировать внимание на месте культурологии в системе гуманитарных наук, рассмотреть особенности объекта и предмета культурологии, его различные измерения, выявить основные задачи и проблемы культурологии как комплексной научной дисциплины.

В третьем вопросе важно охарактеризовать уровни и главные разделы культурологии как системы знаний, раскрыть их место и роль в составе культурологии, проанализировать содержательные и методологические аспекты взаимодействия культурологии с такими гуманитарными дисциплинами, как философия, история, психология, социология, этнография, семиотика.

В четвертом вопросе нужно проанализировать методологический инструментарий культурологии (философский, общенаучный, частнонаучный), указать сферу его применения при изучении культурных объектов и явлений. При этом особо внимание следует уделить характеристике методов объяснения и понимания, их взаимосвязи и роли в раскрытии природы культурных феноменов и процессов.

Библиографический список.

1. Гуревич П. С. Культурология. – М.: Гардарика, 2005.

2. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Культурология /Под ред. Г.В. Драча Г.В. – Ростов н /Дону: Феникс, 2006.

4. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

5. Культурология /Под ред. А.И. Шаповалова. – М.: Владос, 2004.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000.

ТЕМА 2. Современные культурологические теории.

1. Антропологические теории культуры.

2. Психологические модели культуры.

3. Концепция культуры О. Шпенглера и А. Тойнби.

4. Символическая и игровая теории культуры.

Первый вопрос предполагает выявление сущность антропологического подхода к культуре, который раскрывают различные проявления ее человеческого измерения. При этом целесообразно раскрыть его специфические черты на примере анализа конкретных антропологических теорий культуры разработанных в рамках культурной антропологии (М. Херсковиц, М. Мид), социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун), структурной антропологии (К. Леви-Строс).

Во втором вопросе необходимо дать характеристику особенностей психологической точки зрения на культуру (З. Фрейд, К. Г. Юнг), которые продиктованы рассмотрением культурных феноменов сквозь призму человеческой психики и психических потребностей людей в качестве механизма защиты индивида и общества от действия разрушительных биологических инстинктов (индивидуальное и коллективное бессознательное).

При изложении третьего вопроса следует подчеркнуть, что философии культуры О. Шпенглера и А. Тойнби возникают как реакция на кризис рационалистического и европоцентристского подхода к культуре. Нужно проанализировать главные идеи и особенности методологии исследования культуры представленные в концепциях О. Шпенглера и А. Тойнби.

В четвертом вопросе целесообразно остановиться на определении понятий «символ» и «игра», лежащих в основе символической (Э. Кассирер) и игровой (Й. Хейзинга) модели культуры, выявить их содержательные и функциональные параметры, специфику понимания происхождения и эволюции культурных феноменов, причины кризиса культуры в ХХ столетии.

Библиографический список

1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: Российский гуманитарный университет, 1998.

2. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005.

3. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001..

4. Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002.

5. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. – М.: Эксмо, 2005.

6. Черная Л.А. Культурология: основы теории. – М.: Логос, 2003.

ТЕМА 3. Культура как системный феномен.

1. Проблема сущности культуры.

2. Структурные компоненты культуры.

3. Основные функции культуры.

4. Социальные формы существования культуры.

Приступая к анализу первого вопроса следует отметить полисемантичность и полифункциональность дефиниций культуры, а затем рассмотреть основные подходы к определению сущности культуры, сложившиеся в современной культурологии, (деятельностный, аксиологический, семиотический, гуманистический), показать их взаимосвязь и взаимодополняющий характер, обеспечивающий целостное ведение культуры. Важно раскрыть сущность культуры как универсального алгоритма (технологии) творческой и динамичной человеческой деятельности, открытой инновациям, общезначимого способа регуляции, сохранения, воспроизводства и развития социальной жизни.

Во втором вопросе нужно выделить и охарактеризовать структурные элементы культурной системы, как диалектического единства процесса (деятельности) и результата (опредмеченной деятельности). При этом можно описать структуру культуры, исходя из различных критериев. Важно остановить внимание на подробном рассмотрении системообразующего ядра культуры – мировоззренческих универсалий, обеспечивающих сцепление многообразных элементов культуры в системную целостность.

Третий вопрос требует раскрытия социальных функций культуры, которые выделяются в современной культурологии: аккумуляции и трансляции социального опыта, регулятивная, нормативная, коммуникативная и др. Следует привести примеры реализации данных функций в истории общества, их значимости для личности и социума.

В четвертом вопросе целесообразно охарактеризовать сущность и специфику таких социальных форм существования культуры как элитарная и массовая культура, субкультура, контркультура и маргинальная культура, раскрыть их истоки, различия и взаимосвязь.

Библиографический список.

1. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М: Эксмо, 2005.

2. Золкин А.Л. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007.

4. Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002.

5. Культурология /Под ред. Г. В. Драча. – Ростов на/Дону: Феникс, 2006.

6. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

ТЕМА 4. Проблема типологии культуры.

1. Методология типологии культур.

2. Основания классификации культур.

3. Типологические модели культуры.

4. Понятия «культура» и «цивилизация» и их соотношение.

В первом вопросе необходимо дать определение понятиям «тип культуры», «типология культуры», проанализировать сущность и специфику метода типологизации, его исследовательские возможности, а также указать трудности, с которыми сталкивается исследовать культуры при решении задачи систематизации и упорядочивания культурных объектов, особенно в плане их сравнения и учета динамики культурных изменений.

Во втором вопросе требуется провести анализ комплекса различных критериев классификаций культурных феноменов, которые наиболее широко применяются в современных культурологических исследованиях (исторический, этнографический, хозяйственно-экономический, религиозный, антропологический, социологический и др.), обозначить сферу их использования, указать сильные и слабые стороны.

Третий вопрос предполагает рассмотрение исходных положения и критериев классификации культурных систем в основных концепциях культуры (А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин). Следует охарактеризовать типологическую модель культуры «Запад – Восток» или «Запад – Восток – Россия», которая активно разрабатывается современной культурологической мыслью.

В четвертом вопросе нужно раскрыть определения культуры и цивилизации и выбрать наиболее обоснованные из них с вашей точки зрения, провести сравнительный анализ культуры и цивилизации и выявить их взаимосвязь, опираясь на варианты соотношения культуры и цивилизации разработанные в современной культурологии. Сопоставить понятия «культурный человек» и «цивилизованный человек», указать точки их соприкосновения и различия.

Библиографический список.

1. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005.

2. Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002..

3. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

4. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

5. Романов Ю.И. Культурология. – СПб: Питер, 2006.

6. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов н/Дону: Феникс, 1997.

ТЕМА 5. Развитие культуры.

1. Проблема развития культуры в современной культурологии.

2. Основные модели культурных изменений.

3. Синергетика и культурные трансформации.

Первый вопрос предполагает определение понятий «культурные изменения», «развитие культуры», «динамика культуры», «культурогенез», «культурная стабильность», «культурный застой», «прогресс культуры», «регресс культуры», представляющих инструменты культурологического анализа природы изменений культурных объектов. Необходимо указать причины трансформации культурных образований и дать развернутую характеристику факторов культурных изменений (синтез, инновация, диффузия, культурное наследие)

Во втором вопросе нужно рассмотреть основные подходы к анализу развития культуры, разработанные культурологической мыслью: циклический (О. Шпенглер, А. Тойнби), волновой (П. Сорокин, Л.Г. Гумилев), линейный или эволюционный (Э. Тайлор, Л. Уайт). Следует продемонстрировать их сущностные черты, специфику, методологические возможности и взаимовлияния.

В третьем вопросе важно выявить сущность синергетики как новейшего междисциплинарного направления современной науки, раскрыть особенности синергетического подхода к динамике культурных явлений, описать процесс изменения культурной системы в терминах синергетики (открытость, неравновесность, порядок и хаос, нелинейность, бифуркация, флуктуация), значение ее методологических принципов для объяснения процесса развития различных социокультурных систем и общественных явлений.

Библиографический список.

1. Гуревич П. С. Культурология. – М.: Гардарика, 2005.

2. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005.

3. Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002.

4. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

5. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

6. Черная Л.А. Культурология: основы теории. – М.: Логос, 2003.

ТЕМА 6. История мировой культуры.

1. Культура первобытной эпохи.

2. Культура Древнего мира.

3. Средневековая и ренессансная культура.

4. Новоевропейская культура.

В первом вопросе необходимо дать периодизацию архаичной истории человечества, проанализировать истоки и ключевые признаки первобытной культуры: синкретический характер (нерасчлененность сфер жизнедеятельности), доминирование религии как универсального способа интеграции первобытного коллектива, мифологическое миропонимание как образно-символический способ освоения мира, зарождение искусства эволюции, его форм с изменением социальной основы общества.

Второй вопрос требует указания на наличие общей материальной и социальной основы цивилизаций Древнего Востока – азиатского способа производства (первичность власти – собственности государства и вторичность сектора частной собственности), определившего высший принцип древневосточных культур – консервативную стабильность социального порядка и религиозно-нравственных стандартов поведения. Нужно раскрыть специфические проявления данного принципа в культурных системах Индии, Китая и Египта. Следует подчеркнуть утверждение и развитие личностного начала в культурах западной части Древнего мира (Древняя Греция, Древний Рим), показать своеобразие культурных систем античности, обусловленные идеями просвещения, прав человека, ценности и достоинства личности.

Третий вопрос предполагает рассмотрение специфических черт средневековой культуры детерминированных ее религиозным характером – традиционализм, символизм, дидактизм, энциклопедичность знания, историзм, рефлексивность и психологическая самоуглубленность. Следует обратить внимание на социально-экономические и политические предпосылки становления культуры Возрождения, охарактеризовать ее ценностные основания (антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности и модификация установок средневековой христианской традиции, художественный и элитарный характер).

При рассмотрении четвертого вопроса целесообразно раскрыть социально-экономический фундамент (капиталистический способ производства, социальная структура, развитие науки) культуры Нового времени, охватывающей XVII-XIX столетий. Необходимо раскрыть основные мировоззренческие универсалии новоевропейской культуры (рационализм, антропоцентризм, гуманизм, сциентизм, телеологизм в понимании истории, европоцентризм), формы их выражения и развития в культуре XVII, XVIII и XIX вв.

Библиографический список.

1. История мировой культуры (мировые цивилизации) /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002.

2. Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000.

3. Культурология /Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н /Дону: Феникс, 2006.

4. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

5. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М.: Владос, 2001.

6. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. – М.: Эксмо, 2005.

ТЕМА 7. Культура XX столетия.

1. Базисные принципы и достижения современной культуры.

2. Кризисные тенденции в культуре 20 века.

3. Феномен постмодернизма.

4. Формирование новой культурной парадигмы развития человечества.

В первом вопросе нужно подчеркнуть, что современная культура и ее главные установки это закономерный результат всего предшествующего развития человечества. Следует проанализировать базисные ориентации культуры XX столетия (универсальный гуманизм, научно-техническое отношение к миру), раскрыть противоречивые последствия развития научно-технического прогресса общества (сциентизм и антисциентизм, отчуждение личности, бюрократизация социальной жизни, утилитаризм).

Второй вопрос предполагает определение причин глобального социокультурного кризиса техногенной цивилизации, рассмотрение сущности и специфики глобальных проблем современности, анализ необходимых условий и предпосылок выхода из кризиса, вариантов ответов на глобальные угрозы человеческому существованию, разработанных в рамках футурологических проектов (А. Печчеи и Римский клуб).

В третьем вопросе следует указать истоки формирования феномена постмодернизма: изменения характера западной культуры, культурный плюрализм, коренной переворот в системе отношений «человек – производство». Целесообразно продемонстрировать сущностные моменты постмодернизма (Р. Барт, Ж. Деррида, Р. Рорти) – разрыв с традицией, дегуманизация, отказ от нормативного мышления, стремление к постоянному разрушению структуры культуры и т.д. Важно показать закономерный характер возникновения постмодернизма как особого типа состояния сознания, отражающего критические тенденции в развитии культуры конца 20 века и формирование нового жизненного пространства существования современного человека.

В четвертом вопросе следует сделать упор на анализе определяющей тенденции развития современной человеческой цивилизации – культурной глобализации или универсализации, раскрыть сущность и основные формы процесса модернизации культурных систем в современном мире. В этой связи важно показать противоречивость процесса глобализации, его стимулирующие и тормозящие факторы, актуализацию значимости национальной самобытности и культурной идентификации в современном мире. Необходимо акцентировать внимание на характеристике процесса перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу (Д. Белл, О. Тоффлер) и его основных проявлениях в различных сферах жизни людей.

Библиографический список

1. Гуревич П. С. Культурология. – М.: Гардарика, 2005.

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007.

3. Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000.

4. Культурология /Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

5. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

6. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. – М.: Эксмо, 2005.

ТЕМА 8. Отечественная культура.

1. Факторы детерминации и сущностные признаки русской культуры.

2. Основные этапы становления российской цивилизации.

3. Кризис современной национальной культуры и пути его преодоления.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно предварить определениями понятий «культурный архетип», «национальный менталитет», «национальный характер», которые следует использовать в ходе выявления специфики отечественной культуры. Необходимо рассмотреть главные причины, определившие своеобразие русской культуры (пограничное положение территории, природно-климатические условия, православная религия, специфический тип социальных связей, ведущая роль государства). Исходя из этого, следует раскрыть отличительные особенности национальной культуры (интровертный и социоцентричный характер, этноцентризм, бинарность и амбивалентность, этатизм, правовой нигилизм и др.).

Второй вопрос предполагает рассмотрение исторических этапов социодинамики российской цивилизации и свойственных им культурных особенностей – Древняя Русь (IX–XIII вв.), Московское царство (XIV – XVII вв.), Российская империя (XVII – начало XX вв.), советский период (1917 – 1991 гг.). Важно показать, на какой основе и как формировались, какую форму выражения получали ключевые черты отечественной культуры на различных ступенях ее эволюции, какую претерпевали трансформацию и почему.

Третий вопрос требует рассмотрения специфики социокультурной ситуации в современной России, кризисных тенденций и развитии отечественной культуры в переходный период ее истории (коммерциализация культуры, разрушение инфраструктуры культуры, деформация нравственных основ культуры и т.д.). Нужно сфокусировать внимание на перспективах возрождения российской культуры, поиске путей преодоления критической ситуации через формирование новой системы ценностных оснований и установок, отражающих современные реалии развития российского общества. Отсюда следует необходимость создания центральной системы управления и единой культурной политики, разработка национальной стратегии развития России, адекватной культурным традициям и ценностям, системы саморазвивающейся культурной среды, сохранение основ национальной культуры как средства ее обновления и интеграции российского общества.

Библиографический список.

1. Березовая Л.Г. История русской культуры. – М.: Владос, 2002.

2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – М.: Юрайт, 1998.

3. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: Омега-Л, 2003.

4. Культурология /Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

5. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

6. Юдин А.А. Русская история духовной культуры. – М.: Высшая школа, 1998.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Основные проблемы современной культурологии.

2. Культурная антропология М. Мид.

3. Культурологическая концепция А. Швейцера.

4. Поструктуралистские исследования культуры (М. Фуко).

5. Личность и культура.

6. Время и пространство как факторы культуры.

7. Природная среда и культура.

8. Культура и религия.

9. Культура и мораль.

10. Традиции и новации в культуре.

11. Культура эпохи Просвещения.

12. Современная западная культура.

13. Роль образования в культуре XX столетия.

14. Роль ИНТЕРНЕТА в культуре XXI века.

15. Глобализация и рост национального самосознания в современном мире.

16. Проблемы возрождения отечественной культуры.

17. Православная религия и национальная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: