Не практичность, не меркантильность как тенденция ценностной ориентации в русской культуре

Абсолютное, предельное как ориентация русской культуры – это всегда некоторый идеал (будь то Бог или общество абсолютной справедливости). Такая ориентация на абсолютное, идеальное не может преломляться, повышая значимость конкретных, утилитарных целей и задач, наоборот, идеальная ориентация уводит от них, делает их мало значимыми, второстепенными. Это, конечно, не добавляет продуктивности культурному процессу, но может вносить в него нечто необычайно возвышенное, благородное, недоступное утилитаризму: наделенное кипучей энергией бескорыстное стремление к идеальной цели в свете абсолютных ценностей; это подвижничество, жертвенное служение, героизм. Оборотной стороной данной тенденции в поляризованной атмосфере русской культуры является бездеятельность, безответственность и безынициативность в практических делах, как удел тех, кто не способен на подвиг. Яркий и не лишенный благородства литературный образ, воплотивший оборотную сторону этой черты русской культуры, - это Обломов.

Теперь перейдем к той черте русской культуры, которая, будучи также следствием первой, выступает как самостоятельный фактор, определяющий специфику формирования культурно-исторического процесса в России. Вследствие особого значения ее можно считать второй базовой чертой развития русской культуры.

2. ПРЕОБЛАДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАД ФОРМООБРА­ЗОВАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Формирование культурных форм является важным фактором интенсификации и повышения продуктивности культурной деятельности и организации жизни культурного целого. Культурные формы – это отработанные до высокой степени формализации инструменты культурной деятельности и управления культурными процессами. В них аккумулируется опыт деятельности, создаются обобщенные формы ее организации и управления, формализованные до такой степени, чтобы они были способны к универсальному применению. К таковым, например, можно отнести различные системы государственного устройства: организацию войск, хозяйственно-экономическую, организацию отправления культа, различные формы духовной и теоретической рефлексии (мифология, богословие, философия, наука) и художественного творчества (различные виды литературы, драматургии, изобразительного и прикладного искусства, зодчества). В отличие от неповторимого культурного содержания, определяемого всем складом духовной сущности народа, культурные формы могут заимствоваться, претерпевая необходимую трансформацию в новых культурно-исторических условиях.

Особенностью русской культуры являлось то, что присущее ей, как показано было выше, стремление к абсолюту делает малозначительной повседневную культурную работу прежде всего в области закрепления ее результатов в продуктивном формальном виде. Нередко проявляется открытое неприятие формообразования, вражда к форме, к формальному, закрепленному началу в праве, государстве, религии искусстве и т.п. У русской культуры, отмечал Н. А. Бердяев, незначительная формальная одаренность. Форма вносит меру, она закрепляется в середине, между крайностями, сдерживает стихию, ставит границы, удерживает в системе утилитарной (но и продуктивной для культуры) повседневности. А стремящаяся к абсолюту, к концу русская душа стремится, наоборот, преодолеть все пределы, все формы, все границы.

Все вышесказанное не означает, что русская культура не знает продуктивного формообразования. Просто творчество новых культурных форм занимает в ее процессе незначительное место по сравнению с содержательной и синтезирующей культурной работой. Стремление к правде-истине и правде-справедливости, причастность к абсолюту для нее важнее выражения, закрепления промежуточных этапов этого процесса в какой-либо культурной форме. Такое положение создает своеобразный облик культуры, делает ее смысл и реальное содержание скрытым для тех, кто привык давать формальные оценки.

Но данная черта русской культуры оправдана и целесообразна в конкретных условиях и обстоятельствах развития России. Одной из особенностей ее культурно-исторического процесса является неоднократное изменение месторазвития.

Месторазвитие - участок земной поверхности, качественно отличный от других, окаймленный естественными границами, представляющий собой целостную и взаимообусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, типически выраженную на значительном пространстве, который воздействует на организм человека и на человеческое сообщество (живущее здесь) принудительно, заставляя их варьировать свою жизнь и поведение, формы хозяйства и общения в соответствии с его характеристиками до предела, допустимого физико-психической организацией данного биологического вида. Те, кто на это не способен, должны переселиться в другие места или умереть.

Начав свое формирование в лесолуговой зоне Волго-Донского междуречья, Россия постепенно расширяется на Север, Юг, Запад и, особенно, Восток, расположившись на огромной и разнообразной территории, включающей в себя не одно, а несколько, принципиально разных, месторазвитий. При этом расширение территории происходило, в основном, не в виде захвата, а в виде освоения, не насильственно. Для осуществления этого глобального процесса необходимо было в сжатые исторические сроки освоить несколько принципиально иных месторазвитий, вступить во взаимодействие и соединить в одном сообществе, в общем культурном процессе множество новых народов и народностей, носителей иных культур. Основой такого соединения стало формирование элементов универсальной суперэтнической культуры в порядке единого государственного строительства. Для обеспечения необходимой динамики этого процесса развитие русской культуры шло не только через создание новых культурных навыков и форм, но и через широкое усвоение таковых из других культур, уже адаптированных к местным условиям. В целом этот процесс имел характер синтетической трансформации культурных ценностей и форм с целью их универсального, траскультурного применения. Все это привело к формированию новых особенностей и свойств культурно-исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: