double arrow

Питирим Сорокин


Питирим Сорокин(1889-1968), американский социолог, в труде "Социальная и культурная динамика" (1937-1941) создает интегральную модель общества и культуры. Культура, по Сорокину, - совокупность всего сотворенного или признанного определенным обществом на той или иной стадии его развития, в ходе которого общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые и т. д., главным свойством которых является тенденцияк объединению высших рангов (суперсистем). Новый социокультурный мир надстраивается над физической и органической реальностями. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, потому, что такова их природа. Каждая суперсистема имеет "базовые посылки и верховные принципы, касающиеся того, что считается в ней реальностью в последней инстанции". На вопрос, какова природа последней реальности и последней ценности, может быть дано три ответа. Первый: истинная последняя реальность – сверхчувственный Бог; второй ответ: истинная последняя реальность есть чувственная реальность, и, кроме нее, ничего нет; третий ответ: истинная реальность – это бесконечное многообразие чувственного и сверхчувственного начала. Этим трем социокультурным суперсистемам соответствуют типы культуры, которые Сорокин называет идеациональной, чувственной и идеалистической.




Основа идеациональной культуры – Абсолют, принцип сверчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности (к ней относится европейская культура средневековья, культура Брахманской Индии, буддийская и лаоистская культуры, греческая культура с VIII по VI вв. до н.э.).

Основы чувственного типа культуры – принцип, согласно которому объективная реальность и смысл ее чувственны. Она стремится освободиться от ценностей идеациональной культуры (религии, морали). Ценности ее сосредоточены вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Этот тип начал формироваться в XVI в. и достиг кульминации в XX веке.

Идеалистический тип культуры имеет основной посылкой положение, что реальность частично сверхчувственна, а частично чувственна. Культура XIII–XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V–IV вв. до н.э., была преимущественно идеалистическими.

В любую эпоху существуют все три стиля, но один из них резко доминирует. Затем его "удельный вес" постепенно убывает, и доминирующим становится другой стиль. Таким образом, Сорокин предложил теорию волнообразной социокультурной динамики.

Смена культурных типов происходит через культурный кризис. Сорокин описал это явление на примере своей культуры: "Настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которой последует новая интеграция… Такое изменение, сколь бы болезненным оно не было, как бы является необходимым условием для любой культуры… Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены".

Но сама культура неуничтожима. В ходе кризиса формируются новые ценности, на основе которых происходит новый культурный синтез.

Концепция "культурно-исторических" типов







Сейчас читают про: