Каковы же могли быть последствия культурного переворота, совершённого израильскими пророками?
Прорыв к монотеизму содержал в себе не только перспективу духовного роста человека, но таил и немало опасностей. Порвать со всеми языческими богами, духами стихий, покровителями земли, воды, домашнего очага, семьи, плодородия, милости которых искал в ту пору весь обитаемый мир! Не только порвать и отречься, но сделаться врагами этих богов, обращаться только к Высшему Невидимому, как к единственному светочу! Это был грандиозный риск, и только безграничная вера могла его оправдать.
Новая религия означала, вместе с запретом поклоняться всем духам стихий, окончательный отрыв человека от природы… Право власти человека над бессловесными тварями, провозглашённое уже на первой странице Ветхого Завета [Быт. I: 26], не ограничивалось почти ничем. На страницах Библии природа навсегда лишается мистической силы.
Трансцендентность Бога как бы представила всю реальность разделённой на две несоразмерные части: тварный мир, прибежище зла и скорби ¾ и недоступный, непостижимый, непредставимый мир совершенного Божества. Между этими мирами лежала пропасть. Она могла быть заполнена лишь свидетельствами пророков о любви Бога к миру. Эти свидетельства, однако, теряли свою убедительность рядом с бездной человеческих страданий. Проблема теодицеи не могла не возникнуть здесь: слишком трудно было совместить Божье милосердие и мировое зло, всемогущество Творца и несовершенство сотворённого Им мира.
|
|
Унификация веры означала и то, что отступления от неё должны были расцениваться как ересь, подлежащая истреблению. Пример такого отношения к инаковерующим показал сам Моисей, покаравший смертью 3 тыс. своих соплеменников за поклонение золотому тельцу. Не забудем, что по обвинению в богохульстве, столетия спустя, был осуждён сам Иисус Христос!
С языческой веротерпимостью было отныне покончено.
Нельзя, однако, не признать, что духовное приобретение израильтян с лихвой перевешивало все эти потери: теперь перед человечеством открывались новые пути и к познанию Бога, и к познанию самого себя.
Контрольные вопросы
¾ Кто был первопреемником ветхозаветной религии?
¾ Кто и где получил Десять заповедей?
¾ Каковы главные атрибуты ветхозаветного Бога?
¾ Что означает понятие «трансцендентный»?
¾ Каково содержание Десяти заповедей?
¾ Что означает идея «избранного народа»?
¾ Каков статус человека, по отношению ко всей остальной твари, согласно ветхозаветной религии?
¾ Что представляет собою Священное Писание израильтян?
¾ В чём суть изменения концепции времени при переходе от язычества к ветхозаветному монотеизму?
Тема 8. ХРИСТИАНСТВО КАК ФУНДАМЕНТ
НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ