double arrow

Культурология как наука


Предисловие.

Появление культурологии в вузовских курсах по разным специальностям вполне закономерно: интегративный характер этой учебной дисциплины позволяет решать широкий спектр мировоззренческих, образовательных, методических и социальных задач. Востребованность гуманитарных дисциплин обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Преподавание культурологии должно быть личностно и профессионально ориентировано, что усложняет задачу преподавателя на этапе отбора учебного материала.

Данное учебно-методическое пособие выстроено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по культурологии и направлено на реализацию компетентностного подхода в обучении. Оно предназначено для студентов различных негуманитарных специальностей. Тексты лекций созданы с учётом содержания новых учебников и учебных пособий по культурологии.

Планы семинарских занятий направлены на развитие креативных качеств личности студента, развитие логического мышления и повышение общего уровня культуры обучаемых. Разделы «Литература», «Приложения» и «Персоналии» предоставляют краткую справочную информацию для студентов и преподавателей. Учебно-методическое пособие содержит контрольно-измерительные материалы, позволяющие проводить систематическую проверку знаний студентов на разных этапах обучения.

Культурология как наука.

План:

1. Возникновение и становление культурологии как науки.

2. Предмет, методы, задачи культурологии.

3. Структура культурологического знания.

4. Основные понятия культурологии.

1. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского.

Культурология - это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика.

Фундаментальность культурологии выражается в синтезе гуманитарного знания. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно (конец XIX-начало XX века). Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Наука о культуре», дает определение культуры. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд (1853-1932) в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией».

Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939 году в статье «Проблемы терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Особая способность человека - символизация - позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Обоснованию культурологии Л. Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). «Объяснение культуры может быть только культурологическим», - утверждал он.

Разработка ее отдельных аспектов относится к более раннему периоду. Уже в античности можно обнаружить постановку ряда вопросов. Определяя роль культуры в обществе античные философы стремились ответить на вопросы как соотносится в человеке «природа» и «культура», благо или зло для человечества несет это социальное явление. В качестве самостоятельного явления культуру начинают пристально изучать лишь в ХУ111-Х1Х в.в.

Первоначально это осуществлялось в рамках философии, истории, этики и было связано с философскими концепциями Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганна Гердера (1744-1803), Иммануила Канта (1724-1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали ее непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности.

Становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается со второй половины XIX века и процесс ее развития был преимущественно связан с возникновением этнографии (наука, изучающая особенности быта, культуры, обычаев и нравов народов мира). Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов (Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917, Льюис Морган (1818-1881) и др.).

Они считали, что принцип эволюционизма в общественных науках выражается в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Таким образом, общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм.

В этнографических исследованиях эволюционная теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры. История культуры школой эволюционистов стала пониматься как единый процесс поступательного совершенствования. Однако в своей основе это была «линейная» теория социокультурной эволюции, где развитие общества и культуры рассматривались как процесс, развертывающийся лишь по восходящей линии.

Этнография возникла и успешно развивалась в ряде стран - во Франции, Германии, США. Наиболее влиятельными были английская и американская школа. Т.к. изучение культуры народов относилось к сфере знаний о человеке, эта наука здесь именовалась «антропологией», а сложившиеся школы получили соответственно названия «культурная антропология» (США), «социальная антропология» (Англия).

Культурная антропология (Ф. Боас (1858-1942) - американский этнограф, антрополог; Л. Уайт (1900 -1975) - американский теоретик культуры, антрополог и др.) изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии - принципы сотворения человеком культуры как «второй природы», как «мира человека». Здесь доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа интерес представляли и его психологические особенности, его история, постижение его духовного мира.

Социально-антропологическая школа (Б. Малиновский (1884-1942) – английский социолог, этнограф; Радклифф-Браун (1881-1955) - английский этнограф и социолог) - проявлялась тенденция построения этнографии по типу естественных наук. Психология и история народа не вызывала у них интереса. В понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира.

В отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине XIX века. Наиболее активно она стала развиваться с 60-х годов XX века в сфере философского знания. Из известных отечественных философов-культурологов можно назвать С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, В.В. Ионова, Л.Е. Кертмана, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и др.

Связь культурологии с другими науками носит двойственный характер:

1) культурология входит в состав любой науки, ведь каждая из них содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний:

- высшим уровнем считают философию данной области познания или сферы деятельности – философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека.

- низший уровень (первый) познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией.

- теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. Здесь можно выделить три уровня обобщений: философский, предметный, социокультурный (данные исследования и обобщения лишь опосредованно связаны с предметом самой деятельности, акцентируют внимание на ее исполнителе, мотивах и организации его участия в процессе).

Таким образом, в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход («культурология экономики», «культурология политики», «культурология искусства» и т.д.

2) культурология как самостоятельная наука.

2. Предмет изучения культурологии - культура как целостная система. Культура как система имеет структуру, общие закономерности функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурологические процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека - материальной (культура труда и материального производства) и духовной (важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей).

Основными задачами культурологии являются:

- наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

- изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

- определение места и роли человека в культурных процессах;

- разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

- взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

- изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

- исследование развития отдельных культур;

- разработка теоретической модели культуры

- исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества.

- исследование качественной специфики локальных и региональных культур, их
связи с другими культурами.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.

Для этого необходимо выявить и проанализировать:

- факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов;

- связи между элементами культуры;

- динамику культурных систем;

- способы производства и усвоения культурных феноменов;

- типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

- культурные коды и коммуникации между ними.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида:

- фундаментальные (призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов);

- прикладные (разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики).

В состав культурологии (структура) входят разделы:

1) философия культуры;

2) история культуры;

3) культурная антропология;

4) социология культуры;

5) прикладная культурология;

6) история культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) с общей физикой.

3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры.

Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками - физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии.

К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредоточиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры.

Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей.

Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

Собственно культурологические методы:

- генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени;

- компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

- системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

- структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

- аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

- семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

- социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того , как оно выражает ее интересы;

- деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

- герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

- биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

- просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

- субстанциональный - цель раскрыть сущность культуры.

- диалогический - любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

- психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

- метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

4. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.


Сейчас читают про: