ТЕСТЫ по КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Первое научное определение понятия культура (культура – совокупность "знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества") принадлежит:
а) И.Гердеру б) Л.Уайту в) Э.Тайлору г) О.Шпенглеру д) К.Юнгу.
2. Впервые в научный обиход термин " культурология " ввел:
а) И.Гердер б) Л.Уайт в) Э.Тайлор г) О.Шпенглер д) К.Юнг.
3. Культурология – это:
а) наука о наиболее общих законах развития социального и гуманитарного знания;
б) область гуманитарного знания, изучающая сущность, структуру, закономерности функционирования культуры;
в) гуманитарная и естественнонаучная область знания, изучающая человека и природу в контексте культуры;
г) мера самосознания логоса культуры.
4. Наука, занимающаяся толкованием многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних), реконструирующая "жизненный мир" прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников:
а) семиотика; б) теология; в) культурная антропология; г) герменевтика
5. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?
а) очеловечивание; б) обработка, возделывание; в) украшение;
г) развлечение; д) перевоплощение.
6. Культурологическое знание – это знание (выберите наиболее точный ответ):
а) гуманитарное; б) социально-научное; в) естественно-научное;
г) интегративное.
7. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"? «Вторая природа» - это:
а) общество; б) культура; в) техника; г) наука;
д) образование.
8. Наука, разрабатывающая проблемы языка культуры, знаковых систем,
опосредующих общение человека с окружающим миром:
а) семиотика; б) синергетика; в) культурная антропология;
г) герменевтика; д) лингвистика.
9. Как обозначается процесс вхождения индивида в общество и культуру, процесс освоения социокультурного пространства?
а) социализация; б) инкультурация; в) аккультурация; г) культурная ассимиляция.
10. Культурный человек (с точки зрения культурологии) – это прежде всего:
а) любой человек социума;
б) человек, соблюдающий все нормы морали и нравственности данного общества;
в) человек, посещающий объекты культуры (театры, музеи, выставки);
г) человек, имеющий среднее или высшее образование;
д) носитель культурных традиций.
11. Социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений:
а) маргинальность; б) эскапизм; в) харизма; г) конформизм.
12. Игровую концепцию культуры разработал:
а) О.Шпенглер; б) Й.Хейзинга; в) Э.Тайлор; г) К.Юнг; д) К.Леви-Стросс.
13. Автор концепции культуры как проявления человеческих архетипов:
а) Й.Хейзинга; б) К.Леви-Стросс; в) Э.Тайлор; г) К.Юнг; д) О.Шпенглер.
14. Понятие культуры становится научной категорией:
а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Просвещения; в) в конце XIX века; г) в середине XX века.
15. Кто является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми?
а) Г.Спенсер; б) О.Шпенглер; в) 3.Фрейд; г) И.Хейзинга; д) Ж.Лакан.
16. О.Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: 1 — подготовительный, период детства и накопления сил; 2 — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и 3 —... Что, согласно Шпенглеру, соответствует 3 этапу?
а) период наивысшего расцвета, период создания шедевров искусства и появления самых значительных открытий в науке;
б) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических "деяний" к механической "работе";
в) агония культуры, разложение всех элементов культуры;
г) период стагнации, остановки в развитии культуры.
17. Какой из элементов культуры (в глобальном смысле) выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
а) мифология; б) наука; в) религия; г) образование; д) техника.
18. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и Л. Морган?
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в)прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха
г) первобытная культура, культура древних цивилизаций, культура средневековья, культура нового времени, культура новейшего времени.
19. Что такое “субкультура”?
а) подкультура в рамках "официальной", базовой культуры общества;
б) культура какой-либо социальной или демографической группы;
в) культура в культуре, подчиненная культура;
г) контркультура определенной части общества.
20. Примером смешанно-гармоничного типа культуры (по П.Сорокину) может служить:
а) культура первого века нашей эры; б) культура Золотого века Древней Греции;
в) европейское Просвещение; г) культура новейшего времени.
21. По Н.Данилевскому, особый тип культуры, в котором реализуется и религиозный, и культурный, и политический, и экономический виды деятельности:
а) первичный тип; б) одноосновный тип; в) двухосновный тип;
г) четырехосновный тип; д) синтетический тип культуры.
22. В первобытную эпоху человек предпринимал «разнообразные суеверные действия с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом». К какому из понятий относится это определение?
а) язычество; б) религия; в) магия; г) фетишизм.
23. К.Ясперс вводит понятие “ осевое время ”, обозначающее период, когда “возникли предпосылки, позволившие стать человеку таким, как он есть”, “для всех народов были найдены общие рамки понимания их исторической значимости”, “произошел самый резкий поворот в истории”. Исторические рамки этого периода:
а) VIII-II вв. до н.э. б) Vв. до н.э.-Vв. н.э. в) III-II тысячелетие до н.э. г) I-X вв. н.э.
24. Культурогенез – это:
а) начало культуры, культура на этапе формирования;
б) один из видов социальной и исторической динамики культуры, порождение новых культурных форм;
в) процесс слияния человека и природы;
г) процесс, совпадающий с первой стадией первобытной эпохи;
д) процесс взаимовлияния различных по уровню развития культур.
25. Одна из основных особенностей культуры Византии состоит в том, что:
а) Византийская культура является связующим звеном между нецивилизационными и цивилизационными культурами;
б) это культура смешения греко-римских (античных) и восточных традиций;
в) это полисная культура;
г) это агонистичная культура;
д) это сциентическая культура.
26. К числу семи чудес света в древнем мире не относится:
а) пирамида Хеопса; б) Вавилонская башня; в) висячие сады Семирамиды;
г) статуя Зевса; д) храм Артемиды; е) Галикарнасский мавзолей; ж) Колосс Родосский; з) Александрийский маяк.
27. Понятие Средневековая западноевропейская культура относится к периоду времени:
а) 3-10 вв. н.э. б) 5-15 вв. н.э. в) 6-16(17) вв. н.э. г) 4-18 вв. н.э.
28. Основные черты культуры Средневековья:
а) традиционализм; б) синкретизм; в) догматизм; г) символизм; д) дидактизм; е) авторитарность системы ценностей; ж) полисность.
29. В числогуманистов Возрождения не входит:
а) Мартин Лютер; б) Данте Алигьери; в) Томазо Кампанелла;
г) Джованни Боккаччо; д) Франческо Петрарка.
30. Идеалом ренессансного гуманизма не является:
а) культ разума; б) свобода мысли; в) аскетизм; г) обожествление человека; д) культ наслаждения; е) стремление к познанию.
31. Родиной Возрождения и страной, где реализуется эталонная форма Ренессанса, является:
а) Франция; б) Италия; в) Германия; г) Англия; д) Испания.
32. Новаторская идея Реформации:
а) человек – полное ничтожество перед лицом Господа;
б) праздность – самый страшный порок;
в) необходимость абсолютного доверия к религиозной вере, презрение к «умствованию»;
г) труд – это низменное занятие лишь профанов и простаков;
д) фаталистическое восприятие мира («все от Бога»);
е) необходимость добровольного самоограничения и самодисциплины.
33. Базовая ценность западноевропейской культуры Нового времени:
а) Бог; б) красота; в) польза; г) человек; д) природа.
34. Понятие “ноосфера” в научной системе В.И.Вернадского - это:
а) тропосфера и стратосфера;
б) оболочка Земли, идущая за атмосферой;
в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором духовное творчество человека становится решающим фактором ее развития;
г) биосфера космического пространства.
35. Понятие, введенное Л.Н.Гумилевым, обозначающее страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов; то, что является основой всех исторических деяний:
а) пассионарность; б) синкретизм; в) харизма; г) пантеизм.
36. Стиль искусства,стремящийся к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания произведения. Эстетическая программа этого стиля устанавливала, например, иерархию литературных жанров — «высокие» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Этот стиль:
а) реализм; б) романтизм; в) сентиментализм; г) классицизм; д) рококо.
37. Понятие «импрессионизм» возникло, как известно, благодаря названию одной картины французского живописца. Это картина:
а) «Впечатление. Восходящее солнце» К.Моне; б) «Голубые танцовщицы» Э.Дега;
в) «Завтрак на траве» Э.Мане; г) «Вспаханная земля» К.Писсаро.
38. К какому направлению принадлежал художник Анри Руссо, картины которого были высоко оценены авангардистами и П.Пикассо:
а) супрематизм; б) примитивизм; в) фовизм; г) кубизм; д) натурализм.
39. Чем нельзя объяснить появление массовой культуры:
а) удешевлением предметов культуры; б) кризисом элитарной культуры в начале ХХ века;
в) ростом нигилистического отношения к классическому наследию;
г) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества;
д) необходимостью перевода увеличившегося потока узкоспециализированной научной информации на язык простого народа.
40. Модернистское направление в искусстве ХХ века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями (один из представителей – Сальвадор Дали):
а) примитивизм; б) импрессионизм; в) сюрреализм; г) экспрессионизм; д) символизм.
41. Молодежное движение на Западе в 50-60 гг. ХХ века, провозгласившее добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем:
а) хиппи; б) битники; в) панки; г) рокеры; д) скинхеды.
42. Императрица Екатерина II, проезжая через Миргород, осмотрела картины одного дворянина и была поражена: на одной она была изображена аллегорически и объясняла свой «Наказ» греческим мудрецам; на другой был изображен Петр I как пекарь, а императрица – как сеятельница. Екатерина велела художнику ехать в Петербург в Академию художеств. Художник вскоре стал широко известным. Кто это?
а) Д.Левицкий; б) В.Боровиковский; в) Ф.Рокотов; г) А.Лосенко.
43. Русский актер, «отец-основатель русского театра»:
а) А.Попов; б) И.Дмитриевский; в) М.Херасков г) Ф.Волков;
д) В.Капнист.
44. Учебный предмет, который был запрещен для преподавания в университетах при Николае I как «вредный»:
а) богословие; б) история; в) естествознание; г) философия;
д) математика.
45. Панславизм – это:
а) идея превосходства славян над другими народами;
б) патриотическая идея объединения всех славян в единое государство;
в) религиозное течение в православии;
г) идея мирового господства славян.
46. Русский художник, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»:
а) А.Иванов; б) В.Поленов; в) И.Крамской; г) Е.Маковский;
д) В.Васнецов.
47. Кто автор этих строк: «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок»:
а) А.Герцен; б) Ф.Достоевский; в) К.Аксаков; г) А.Пушкин; д) П.Чаадаев.
48. Что такое «Пролеткульт»?
а) художественное направление зарубежного русского искусства;
б) организация, занимавшаяся ликвидацией неграмотности и повышением общего культурного уровня пролетариата;
в) союз пролетарских культурно-просветительских организаций;
г) отдел Наркомпроса.
49. Известный кинорежиссер, автор картин «Зеркало», «Солярис», «Андрей Рублев», «Ностальгия»:
а) Э.Рязанов; б) А.Тарковский; в) Э.Климов; г) Н.Михалков; д) М.Ромм.
50. Российский писатель, автор повести «Котлован»:
а) А.Платонов; б) М.Зощенко; в) Е.Замятин; г) М.Булгаков; д) И.Ефремов.