double arrow

Культурогенез

План лекции:

1. Проблема антропогенеза в культурологии.

2. Особенности и закономерности культурной эволюции.

3. Культ, миф и мифологическое сознание.

4. Виды и особенности первобытных религиозных верований.

1. Проблема происхождения человека (антропогенез) занимает особое место в структуре культурологического знания и является предметом изучения самых разных научных дисциплин: истории, археологии, физики, химии, биологии и др. Устойчивый научный интерес к ареалу обитания, образу жизни, орудиям труда, обрядам и обычаям древних предков человека говорит о неразрешённых полностью проблемах самосознания современного человека. Пытаясь выяснить своё место в боисистеме Земли и проследить путь своего развития от самых древних антропоидов до нынешнего состояния, человек пытается ответить на самые мучительные вопросы: «Для чего живут люди? Как меняется их жизнь от поколения к поколению? Существует ли конечная цель исторического развития?» Решение вопроса о генезисе человека имеет основополагающее значение не только для понимания сущности человека, но и для понимания путей развития общества и культуры, смысла жизни как отдельных людей, так и человечества в целом.

Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.

Существует несколько подходов к вопросу о происхождении человека:

• религиозный (т.е. в результате сотворения человека Богом, при этом человек рассматривается как частица божества, сотворённая по образу и подобию его),

• эволюционный или трудовой (социально-исторический),

• «случайный» (человек – плод случайности в развитии природы),

• «инопланетный» (человек – имеет внеземное происхождение).

Приизучении проблемы культурогенеза используются следующие источники:

­ священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).

­ научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.

­ фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.

2. У обитающих на земле существ сформировались 2 типа жизни: инстинктивно-биологический и социальный или культурно-целесообразный. При первом типе жизни доминируют (преобладают) наследственно приобретённые (врождённые) стереотипы поведения, жёстко связанные с внешними природными условиями обитания. Характер деятельности живых существ предопределён анатомо-физиологическим строением организма, что приводит к специализации животных (хищник, травоядное) и существованию на определённой территории, в определённых климатических условиях. При изменении среды обитания происходят изменения, объектом которых становится живой организм. Тип организации жизни животных порой даже более сложен, чем у человека. Биологический тип жизни нельзя считать менее развитым по сравнению с культурным, человеческим. Миллионы лет естественного отбора форм взаимодействия с внешней средой говорят о его необыкновенной гибкости. Это качественно другой тип жизни, который продолжает познаваться людьми. Биологический способ существования явился источником культурного – в жизнедеятельности человека существуют формы, заимствованные у животных: например, особенности группового поведения, организация коллективного взаимодействия. Второй тип жизни – культурно-целесообразный – отличается характером взаимоотношений живого организма (человека) с внешней средой. Человек универсален, он научился жить в разных климатических условиях, но при наличии культурного окружения, т.е. во взаимодействии с другими людьми. Вне культуры человек как живое существо гибнет. На протяжении развития культуры не происходило видообразование, «человек разумный» оставался самим собой. Все происходившие изменения качества жизни следует отнести к области культуры. Человеческая деятельность опосредована: между собой и природой человек помещает предметы материальной культуры (орудия труда, одомашненных животных и растения, одежду, жилища и т.д.) В межличностном общении роль посредников играют слова, образы, символы, культурные навыки. В деятельности человека присутствует опосредующий момент размышления: человек действует сообразно цели, существующей в идеальной форме в виде плана, образа, намерения. Возникающие идеи объективируются в материальной или идеальной форме (этот процесс Гегель называл «опредмечиванием идеи»). Духовная (идеальная) деятельность – важные регулятор взаимоотношений между людьми, создание моделей, образцов желаемого поведения, которые усваиваются индивидом в каждой культуре. Деятельность в материальной сфере жизни направлена на повышение уровня безопасности существования, комфорта, предсказуемости будущего. И материальная, и духовная человеческая деятельность носит творческий характер, т.е. включает в себя преображение мира через воображение, создание предметов и ситуаций, не имеющих аналогов в действительности.

Первой ступенью (или эпохой) в истории культуры является культура собирательства и охоты (первобытная культура) — чрезвычайно продолжительный этап в развитии человечества. Если мы выделились из животного царства около миллиона лет назад (эти границы могут быть раздвинуты в дальнейшем), то почти 99% прошедшего с тех пор времени относится к периоду собирательства и охоты. Биологическое и культурное наследие человечества во многом определяется его опытом собирателя, рыболова, охотника. Ведущими факторами первобытной культуры были пропитание, продолжение рода и самозащита. Именно эти три цели существования определяли структуру человеческого общества вплоть до зарождения сельского хозяйства.

Под влиянием ряда обстоятельств (разные исследователи называют такие причины, как изменения климата, переход от растительной пищи к животной, увеличение объёма головного мозга в результате мыслительной деятельности, повышение уровня радиации, глобальные геологические процессы на Земле) в психике предчеловека произошли качественные изменения, вследствие которых некоторые аспекты существования перестали подчиняться природным законам. Большей частью своего существа первобытный человек ещё принадлежал природе, другая же выпала из бессознательных животных механизмов. Как мы знаем, далекими предками современных людей были некие, похожие на обезьян, человекообразные животные – «гоминиды» (от лат. homo – человек + гр. eidos – вид, форма). Предком «человека разумного» был «человек прямоходящий» - питекантроп, сформировавшийся как биологический вид 1,5 млн. лет назад. По данным палеоантропологии (от гр. palaios – древний + гр. anthrophos – человек) – науки, изучающей костные остатки ископаемых людей, особенности строения человеческого тела складывались постепенно. Важнейшими анатомическими отличиями человека от животных является так называемая «гоминидная триада»: прямохождение – свободная верхняя конечность – развитый головной мозг. Эта триада связана взаимозависимостью ее элементов. По-видимому, раньше всего человекообразные выделились тем, что овладели прямохождением. Найденные в глубоких археологических слоях фрагменты скелетов ископаемых предлюдей, свидетельствует о том, что более двух миллионов лет назад эти прямоходящие особи уже существовали. Их передние конечности, освободившиеся таким образом от опорной функции, могли впоследствии стать руками. Управление сложнодействующими верхними конечностями требовало соответственно и более сложной работы мозга. В ходе эволюции мозг и рука должны были развиваться в тесном взаимодействии. Естественный отбор должен был оставлять больше шансов потомству тех особей, которые лучше оперировали рукой, иначе говоря, тех, чей мозг оказывался более совершенным в управлении ею.

Прачеловек использовал в качестве орудий камни, палки, кости. Можно предположить, что была замечена разница между камнями. По мере накопления опыта происходит переход к подлинно орудийной деятельности, которая включала:

­ изготовление орудий (орудийно-созидательная)

­ присвоение предметов природы с помощью изготовленных орудий (орудийно-присваивающая).

Первым «технологическим» процессом было разбивание. От него наши предки перешли к раскалыванию, которое требовало некоторых навыков. Археологические находки доказывают, что в разных районах мира возникают схожие орудия труда, например, ручное рубило. Способность воспроизвести образец означала его знание, передаваемое из поколения в поколение, а это уже явление культуры. Кроме орудий, к этому периоду относится целый ряд других предметов, значение которых, с точки зрения практического использования, объяснить весьма затруднительно: красная охра, красящее вещество, кварцевые призмы, куски костей животных с насечками. Есть основания полагать, что это свидетельства духовной культуры того времени. Наиболее значимым в ранней истории человечества был тот факт, что с какого-то момента биологическая адаптация пралюдей стала все больше замещаться адаптацией внебиологической.

Можно назвать, по крайней мере, три принципиальных отличия жизни первобытного человека от жизни животных:

· его способность создавать навыки действий, неизвестные животным (хранение огня), передавать их путём обучения.

· сохранение и передача искусственных средств поддержания жизни были возможны только при условии коллективных (групповых) форма жизни.

· сохранение стабильных человеческих коллективов требовало устойчивых коммуникативных средств и навыков, т.е. создания постоянно развивающейся языковой системы.

К памятникам духовной культуры первобытного человека учёные относят захоронения и первобытное искусство. В период верхнего палеолита (40-18 тыс. лет назад) люди не просто хоронили своих сородичей. Тела умерших покрывали слоем охры, давали им в последний путь украшения и предметы обихода. Следовательно, у древних людей сложились представления о жизни реальной и загробной, которая представлялась им похожей на земную. Пещерную живопись эпохи верхнего палеолита учёные считают магической, предполагая, что сцены охоты изображались, чтобы реальная охота была удачной. Другой тип изображений – это люди-звери или люди, одетые в звериные шкуры. Не исключено, что это свидетельство веры в тесную связь, существующую между людьми и животными. Позже появляются скульптурные и рельефные изображения женщин (учёные назвали из «палеолитическими Венерами»). В этих изображениях подчёркивалась главная социальная роль женщины – быть матерью, продолжательницей рода, хранительницей домашнего очага.

Изобразительное творчество — механизм, развивающий способность к связной речи, графической деятельности, обобщению и образно-символическому отражению мира. Благодаря этому человек осознает свою сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Изобразительное творчество — вершина первоначальной синтетической деятельности человека, познающего законы окружающего мира. Существенно также и то, что изобразительная деятельность дала возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу мышления.

Первобытное искусство представлено в следующих основных видах:

· графика (рисунки и силуэты)

· живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками)

· скульптуры (фигуры из глины и камня)

· декоративное искусство (резьба по камню и кости, орнаменты на посуде и архитектурных сооружениях)

· рельефы и барельефы

· музыка и танец

Особая роль принадлежит орнаменту – узору, состоящему из ритмически упорядоченных элементов. В эпоху палеолита орнаменты ещё просты, часто состоят из зигзагообразных линий. Важно то, что орнамент – это не копирование природы (как, например, рисунки животных в наскальной живописи), а геометрическая абстракция: спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник – плодородие, мир изображался в виде ромба, ориентированного по сторонам света. Происходит символизация – важнейший процесс освоения мира. Абстрактные символы отражают более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Так, имеется магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические верования и обряды.

3. Первыми формами духовной жизни человеческих сообществ были культы. Существует мнение, что и слово «культура» произошло от «культ» - поклонение, почитание. Среди объектов поклонения первобытного человека учёные называют огонь. Огонь сыграл важную роль в формировании культуры, так как позволил человеку осознать своё коренное отличие от животных и стал первым символом независимости человека от внешнего мира. Другой древнейший культ – культ женщины, культу матери. Женщина ассоциировалась с продолжением жизни и поэтому обожествлялась. Появляется однолинейная форма родства – по женской линии. Жизнь уже понимается не только как биологическая, но и как культурная данность, так как появляется сознание ценности жизни и цель – её продолжение. Ещё одним шагом в сторону культуры считается возникновение экзогамии, т.е. запрета на кровосмешение, на кровнородственные браки. У учёных до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос о причинах возникновения этого запрета.

Первобытная культура обладала двумя важными свойствами:

· гомогенность, т.е. однородность в представлениях, нормах поведения, социальных интересах, ценностях;

· синкретичность – слитность, нерасчленимость – древний человек не отделял себя о рода, семьи; не различал слово и обозначаемый предмет; тело и душу (каннибализм); символ и вещь; происхождение и сущность; пространство и время. Человек видел, что всё живое подчиняется общим законам: рождения и смерти, объединения в пары, воспитания детей. Поэтому человек рано осознал родство всего живого. Так, у кельтов есть миф о человеке, который прожил 300 лет в облике человека, 300 как дикий бык, 200 – горным козлом, 300 птицей и 100 рыбой. Эту рыбу съедает королева, и этот человек возрождается в своём первоначальном облике под своим первым именем.

Именно второе свойство первобытного сознания – синкретичность – легло в основу мифологической формы сознания, явившегося новой культурной ступенью в развитии человечества. Не отделяя себя от рода и родичей, человек не отделял себя и от природы. Не имея возможности объяснения состояний и явлений природы согласно её законам, человек объяснял природу через самого себя. Природа становилась в сознании древних людей субъектом, а события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Облик воображаемых носителей природных явлений оказывался сходным с обликом, поведением и характером самих людей.

Культ входил в состав мифа как его частное проявление, действенная составляющая. Поклоняясь богам, совершая обряды и культовые действия, люди пытались вступить в контакт с грозными силами природы, задобрить их, смягчить. Действующие в мифологии разных народов боги и герои (обычно родственно связанные с богами) являлись участниками и инициаторами природных процессов: гнев Зевса у древних греков оборачивался страшной грозой с молниями; смена дня и ночи у египтян – это борьба бога солнца Ра и тёмного бога Апопа; смена времён года – горе и радость богини плодородия Деметры по поводу ухода и возвращений любимой дочери Персефоны. Смысл существования мифологических персонажей состоял в том, что они стали носителями причинности, т.е. сознание людей довольно давно стал беспокоить вопрос: «Почему? Почему светят звёзды, а днём их не видно? Почему может начаться шторм, а может быть штиль? Почему плодами одних растений можно питаться, а другие ядовиты?»

Богов и героев никто, разумеется, не видел, но присутствие было очевидным: человек умер, значит, его забрал к себе мрачный Аид; небо высоко над землёй, но не падает, значит, великий Атлант держит его на своих плечах. Своими действиями персонажи мифов влияли на разные стороны жизни людей: их рождение и смерть, труд, охоту, путешествия, искусство и т.д. Миф – греческое слово, означающее «сказание, предание». Миф был первой формой человеческих представлений о мире, которые включали в себя искусство, науку, идеологию, религию. Это особая форма мировосприятия, которую отечественный исследователь А.Ф. Лосев характеризует следующим образом:

­ миф не есть простой вымысел;

­ миф не схема мироустройства, а личностная форма миропонимания;

­ миф не вневременной догмат, он историчен;

­ миф не изложение исторического события;

­ миф есть чудо повседневного существования.

Действительно, чудесное в мифе так естественно, что перестаёт восприниматься как чудо. Например, Гермес у древних греков был покровителей торговцев, путешественников и воров (даже в современности провести чёткую грань между этими видами деятельности затруднительно). Он родился ребёнком с разумом взрослого, поэтому именно он изобрёл письменность, а затем сконструировал лиру и подарил её богу искусств Аполлону. Миф всегда внутренне логичен и в нём обязательно есть образ, метафора. В человеческой истории миф выступил как важный фактор социализации людей и новая ступень их самосознания. Каковы же функции мифа?

­ систематизация накопленных знаний и представлений о мире, при этом мифологическое сознание стремится гармонизировать взаимоотношения человека и природы;

­ формирование образного миропонимания;

­ мотивировка обрядов и культов;

­ обоснование человеческой деятельности (например, многие ремёсла у разных народов считались подаренными богами);

­ формирует правила поведения, некую бытовую мудрость, преддверие будущей нравственности;

­ поэтическая форма мифа способствует психологической консолидации

(объединению) человеческого общества.

Замечательный швейцарский врач и психолог К. Юнг (1875-1961) считал, что сюжеты и персонажи древних мифов могут «просвечивать» в поведении современного человека. На уровне подсознания они выступают как смутные формы былой психической активности. Юнг назвал их «архетипами». Сталкиваясь с чем-то похожим на архетип в жизни, человек живо реагирует на происходящее, хотя не может себе объяснить природу этого интереса. Не стоит думать, что миф как мировосприятие канул в прошлое. Сила мифа не в том, что рассказанное правда, а в том, что миф – это данность, не подвластная осуждению и критике. Современные политики и представители рекламного бизнеса умело пользуются приёмами мифологизации, выдавая возможное за реальное и развивая мифологическое сознание населения.

Когда человек перешёл от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (5-6 тыс. лет назад), закончился период первобытного искусства и культуры. Стоянки охотников и собирателей постепенно превращались в деревни земледельцев – новый тип поселений. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале 7-го тыс. до н.э. В наступившей эпохе неолита формируются и крупные города с сотнями и даже тысячами жителей. Глубокие изменения затрагивают не только формы ведения хозяйства. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верования. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силу самца животного, очень часто - в образе быка. Они переходили от одного пастбища к другому, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые обозначались огромными валунами и были местами культового почитания предков.

Земледельцы имели постоянное жильё, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины были геометрия пространства, разделённого на 4 стороны света, циклы Луны и вода. Появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иштар, в Египте – Исида. Фигурки Великой Матери стояли в каждом доме. Но постепенно мужское начало в верованиях вытесняет женское, происходит перераспределение ролей мужчин и женщин в обществе, формируется патриархат – преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе, семье. Эпоха патриархата – время разложения первобытного общества и возникновения первых государств. И патриархат, и государство стали основой культуры и цивилизации в современном понимании.

4. В культуре первобытного общества, обладавшей значительной сложностью, мифология выступала в качестве мировоззрения. Но существовали и более конкретные проявления культуры, её составляющие, непосредственно связанные с жизнью людей. Этими пластами мифологической архаической культуры являются тотемизм, магия и анимизм.

Тотемизм – вера в животных (реже – растения) прародителей, покровителей рода. Таким образом, животные (растения) определенного вида признавались буквально сородичами людей, составлявших некое сообщество. Истории жизни животных-первопредков обычно состоят из событий-творений. Например, согласно представлениям, сохранившимся у некоторых племен Австралии, «тотемные предки – дикие коты и ящерицы-мухоловки с помощью каменного ножа завершили творение людей-личинок, беспомощно лежавших на выступающих из воды скалах, сделали им обрезание (обряд инициации довершает творение человека), научили добывать огонь трением, дали им копья и бумеранги, разделили людей на две фратрии, снабдили каждого персональной чурингой как вместилищем его души».

В этом примере, как и других из эпохи Архаики, противопоставление животных и людей очень условно. Оно не только допускает, но и предполагает возможность взаимопревращений: людей, чувствовавших себя совершенными животными, в животных, представлявшихся вполне человечными в своих намерениях и возможностях, и наоборот. Показательным фактом является абсолютное преобладание числа изображений животных над человеческими среди всех известных в настоящее время образцов древнейшей изобразительной деятельности человека. Тотем играл значительную роль в жизни рода (он – точка отсчёта времени жизни рода), но общаться с ним на бытовом, обыденном уровне было невозможно. Возникали специальные обряды и магические ритуалы, которые должны были озвучить, активизировать желания людей и привлечь внимание тотема к существующей проблеме. Следы тотемизма есть в народных сказках. Так, в русских сказках часто встречаются животные, наделённые чисто человеческими способностями: предвидения, мудрости, преданности или хитрости, жадности, глупости. Например, Серый Волк – это тотем, могучий глава рода, приходящий на выручку в самых трудных ситуациях, он связан с природными стихиями и наделён магическими возможностями.

Магия была формой духовной активности древнего человека. Магические гадания, предсказания, знамения, приёмы лечебной магии были очень важны, так как сама архаическая культура была слитностью реального и фантастического, наблюдаемого и воображаемого, субъективного и объективного. Появление магии связано с глубокой убеждённостью древнего человека в тесной связи между ним и окружающим миром. Выделяя себя из природы, человек верил в свои возможности воздействия на неё через магические действия, ритуалы (например, жертвоприношения). В магии мистическая связь между объектами внешнего и внутреннего мира выступает как орудие человеческой воли. С древнейших времён сформировались разные виды магических воздействий: лечебная магия, любовная магия, вредоносная магия, магия, обеспечивающая успех в деятельности. Дж. Фрезер сформулировал два закона магии:

­ закон подобия: подобное производит подобное, или следствие производит причину.

­ закон соприкосновения, или заражения: вещи, однажды вошедшие в контакт, продолжают взаимодействовать длительное время.

Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии — овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному взору, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета. В первобытном обществе функционирует триада — родовой строй, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия и письменность, происходит смена мифа религией, включающей в себя моральный момент. Однако во всех религиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется комплекс основных идей древнейшего мифа. Так, идея бессмертия Души восходит к самому древнему в истории человечества сюжету о Жизни и смерти, запечатленному в росписях палеолитической пещеры Ляско.

Анимизм, или вера в духовные существа возникает, по всей видимости, ещё раньше тотемизма. Термин «анимизм» происходит от лат. anima – душа. Основателем теории анимизма был английский исследователь Э.Б. Тайлор. Сущность его теории сводится к следующему. Размышляя над такими явлениями, как сны, обмороки, рождение и смерть, расцвет и увядание, первобытный человек приходил к выводу, что существует некая часть его существа, которая может быть отделена от тела, способна очень быстро переноситься с места на место, входить в тела других существ и вещей, владеть и управлять ими. Выражения «душа отлетела», «быть вне себя», «потерять душу», «продать душу дьяволу» передают представления о странствиях души. Вследствие синкретичности сознания, человек наделял душой (духами) и явления природы, и предметы быта. Выделение двух уровней бытия – духовного, высшего и телесного, низшего, подчинённого духовному, было освоением новой ступени культурной эволюции человечества. В представлении древних душа является хотя и невидимой, но более значимой, более сильной по сравнению с телом, так как она неуничтожима. Жизнь покидает тело, оставляя его недвижным и бесчувственным, но душа, невещественный человеческий образ, ведёт теперь отдельное существование. Такие явления, как вера в переселение душ и продолжение жизни после смерти, страх перед призраком непогребённого тела, обращение за советом и помощью к душам умерших предков, празднества в честь умерших объединяются понятием анимизма. Концепция анимизма есть признание реальной самостоятельной жизни духовного начала. Первобытный анимизм был своеобразной философией религии, источником представлений о добре и зле. Для анимизма характерно признание роли духовных существ в управлении явлениями материального мира и жизнью человека. Поскольку духи общаются с людьми, то поступки людей доставляют духам радость или огорчение. Поэтому люди либо награждаются за их добрые дела, либо бывают наказаны за совершённое зло. Так анимизм оказывается тесно связан с формированием нравственности.

В обиходе первобытных племён значительную роль играли фетиши. Фетиш (фр., порт. – амулет, волшебство) – неодушевлённый предмет, наделённый магическими свойствами, которому поклоняются. Фетиш фактически был изображением божества, и у него был свой «круг обязанностей»: фетиш дожжен был защищать от болезней и сглаза, беречь в бою, придавать силу воину и охотнику, вызывать или прекращать дождь, помогать в поисках вора и т.д. Если же после неоднократных обращений желаемый результат не наступал, фетиш мог быть «наказан» - побит или выброшен. Амулеты, талисманы, славянские обереги, татуировки – это возрождение незабытой техники фетишизма.

В первобытном обществе происходило постепенное формирование норм и правил полезного для рода поведения. Одним из средств регуляции поведения человека было табу. Это слово пришло в европейскую культуру из Полинезии. Табу – категорический запрет на какие-либо действия, запрет, ничем не мотивированный и необоснованный. Оно обращено к отдельному человеку, но преследует интересы общества в целом. Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации Табу – сигнал о грозящей опасности, но логика табуирования часто остаётся непонятной. Несмотря на то, что введение табу не являлось результатом социального размышления, решения всего племени, установленные запреты давали позитивные результаты. Племена и социальные группы, объявившие табу на некоторые формы поведения (например, каннибализм, близкородственные браки) оказывались с течением времени в более выигрышном положении. Действие табу повышало качество жизни рода, низшие формы социальных отношений постепенно преобразовывались в культуру более высокого порядка.

Следует назвать два табу, сыгравшие исключительно важную роль в генезисе культуры: табу на каннибализм и табу на инцест (кровосмешение). Этот были первые, по сути, проявления гуманности. Кроме того, переход к упорядоченным бракам от промискуитета (случайные половые связи) был по сути изобретением первых социальных норм. Наличие норм позволяло регулировать жизнь человеческого сообщества, т.е. делать её более эффективной. Введение запрета на инцест предполагало трансформацию социальной структуры: в самом простом случае племя делилось на два рода, т.е. структура усложнялась. С разделением племён связывалось правило, согласно которому мужчины одного рода брали в жёны женщин из другого. Действие норм и их развитие приводило к увеличению отрыва человека от животных, а это и есть развитие культуры как специфически человеческого способа существования.

Контрольные вопросы:

1. Какие свойства первобытного сознания определили характер первобытной культуры?

2. Чем отличался образ жизни первобытного человека от образа жизни животных? Какие умения выделили человека из животного мира?

3. Назовите первобытные религиозные верования.

4. Что такое миф и мифология?

5. Чем тотемизм отличается от фетишизма?

6. Что такое магия? Какие виды магии вы знаете?

7. Что такое анимизм?

8. Сохранились ли элементы первобытной культуры в современном обществе?

9. Каковы были причины возникновения первых форм и видов искусства?

10. Какова роль табу в развитии культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: