Лекция 10. Культура и природа: вопросы сохранения и использования культурного наследия

План.

1.Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.

2.Биосферная концепция культуры.

3.Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.

1. Взаимоотношения культуры и природы играет особую роль, и роль эта не исчерпывается значимостью природной среды для жизни всего общества. Природа – это не только окружающие человека поля, воздух, вода, а ещё и то, что человек получает при родах, изначально, от предков. Культура предполагает преодоление природного состояния человека, выход за границы инстинкта. Многие животные могут создавать нечто напоминающее культурные объекты: пчелиные соты, медвежья берлога, бобровая плотина. Но при их создании животные руководствуются инстинктами – генетически заложенными программами. Человек же способен к свободной, сознательной творческой деятельности, в результате которой природа изменяется, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Под культурой в её высшем измерении понимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе, так как восходит к возделыванию земли. Но культура связывает, а не только разъединяет человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ пропитания и самого человека во всех его этнических проявлениях.

Экологический кризис 20 в. убедительно доказал необходимость бережного, гуманного и гармоничного отношения к окружающей природной среде. Установка в культуре на господство над природой и её использование прежде всего в утилитарно-потребительских целях в 19 и 20 веках привела человека на грань между жизнью и смертью. Вместо прежних представлений о господстве и подчинении, власти и насилии над природой всё большее значение приобретают понятия разумного взаимодействия, взаимозависимости, поддержания разумного равновесия и баланса между человеком и природой. «Натура» не противопоставляется культуре, как естественное искусственному, они состоят в органической взаимосвязи. Такой поворот в общественном сознании изменил отношение к природе, выдвинул на первый план проблемы технической вседозволенности, личной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов.

В рамках первых цивилизаций складывалось мифологическое сознание. Само появление мифологии отражало стремление человека хотя бы в идеальной форме вернуться к изначальному единству с природой. Древнейшие религии также основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света, воды, ветра и т.д.) Современное экологическое движение воспринимает эту древнейшую традицию. Многие принципы экологической этики, например, принцип равноценности всех видов жизни – являются объектом веры.

Взаимоотношения человека (т.е. культуры) и природы - ключевые для обеих сторон взаимодействия. В самом общем виде характер этого взаимодействия отразился в типологии культур, предложенной В. Добрыниным. Автор разделил все культуры на три типа:

1. культуры, подчиняющие человека природе

2. культуры, подчиняющие природу человеку

3. культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между человеком и природой.

Этап подчинения человека природе был пройден первобытной культурой. Западная культура может быть отнесена ко второму типу. Восточный тип мировосприятия превосходит западный в глубоком уважении к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на равноправие и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе – к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего «Бога» как творца и «хозяина» природы. Христианство привнесло в человеческую культуру свое отношение к природе: она – источник ресурсов, а не объект созерцания, человек имеет право использовать ее как ему угодно, она не является священной, и отношение человека к ней регулируется моральными принципами.

Единство природы и культуры в том, что без них обеих человек существовать не может. Легко разрушена может быть природа как органическое целое и культура как органическое целое.

Экологические проблемы появились не в 20 веке – в 20 веке они стали глобальными. Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю, окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставлял себя природе и оценивал свою деятельность и ее результаты как культуру. Но уже в древности обнаружилось, что культура каждого народа, развиваясь традиционно, соответствует ландшафту, природному региону проживания этноса. Привнесение в нее чуждых традиций опасно для ландшафта. Вот как Л.Н. Гумилев описывает последствия экспериментирования захвативших Месопотамию правителей. В 582 г. до н.э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла свита из образованных египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными, построить канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял предложение царицы-египтянки, и канал был сооружен. Если бы царем был местный житель, он понял бы, какие губительные последствия несет непродуманная мелиорация, либо посоветовался с земляками и отказался от проекта. Но царь был халдей, войско составляли арабы, советники были евреи. В результате земледелие было подорвано. Евфрат утратил нужную способность к самоочищению, начался быстрый процесс засоления почвы.

Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она жестко диктует правила взаимоотношений человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений. Будущее во многом зависит от того, сможет ли человечество решить следующие задачи:

1) Преодоление традиционного противопоставления природного и культурного, проявляющегося в сопоставления естественного и искусственного, дикого и оформленного, рутинного и творческого, так как в современном мире грань между этими явлениями оказывается слишком тонкой, а главное – противопоставление природного и культурного в жизни человека слишком дорого нам обошлось.

2) Понимание того, что культура является одной из систем природы, системой особенной, сложной, но находящейся «внутри» природы, в окружении не менее сложных и своеобразных систем. Единое правило взаимодействия культуры и природы является культурно-исторической иллюзией; культура, стремясь к равновесию с внешним миром, должна выработать в себе способность к изменению и созданию принципов практического и теоретического взаимодействия с различными природными комплексами.

3) Уяснение сути экологической проблемы как проблемы культуры. Дисбаланс культуры и внешнего окружения – это результат деятельности самих людей, их организации, норм и ориентиров последней. Исправление экологических аномалий, стало быть, сопряжено с изменением характера человеческих организаций, норм и ориентиров их деятельности.

Именно эти проблемы призвана решить научная область, называемая экологией культуры. Экология природы и экология культуры соприкасаются между собой, так как человек не противостоит природе, а является частью природы, но эти области знаний различаются предметом исследования. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. Развитие цивилизации привело к необратимым последствиям, таким, как изменение ландшафта (разрушение гор, изменение направления рек, появление искусственных водоёмов, осушение болот и т.д.) Количество энергии, расходуемой на душу населения в развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности выживания. О проблематичном состоянии природы напоминают участившиеся природные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, изменения климата. Наиболее опасными факторами для многих биологических видов являются:

­ уничтожение или нарушение мест обитания;

­ промысловая охота;

­ контроль за численностью хищников и вредителей для защиты домашнего скота, сельхозкультур и охоты;

­ загрязнение окружающей среды;

­ случайное или намеренное внесение (интродукция) конкурирующих или хищных видов в экосистемы;

­ рост населения Земли.

Некоторые нравственные проблемы попадают в сферу научного интереса экологии культуры. Например, проблема ответственности человека за свою культурную деятельность, так как, по словам Д.С. Лихачёва, «Человек – носитель самосознания Вселенной». Как и в природе, в культуре возможны экологические катастрофы, захватывающие широкие сферы культуры. Такие процессы, как вывоз культурных ценностей, обеднение лексики русского языка, замену русских слов однозначными словами иностранного происхождения, исчезновение склонения сложных числительных, исчезновение поговорок и пословиц, фразеологизмов в устной речи. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка и другие культурные составляющие. Экология культуры, изучающая органическое единство и равновесие всех сторон человеческой культуры, представляет интерес для нормального развития общества, для создания эффективной в информативном и нравственном отношении системы воспитания. Экология культуры – это не просто «забота о сохранении памятников культуры», как это часто воспринимается, – это сложнейшая и ответственейшая научная дисциплина, призванная участвовать в формировании культурной политики государства.

2. В развитии современных представлений об эволюции социокультурных процессов важная роль принадлежит работам русских учёных К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, показавших нерасторжимую связь между историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами, происходившими на Земле.

К.Э. Циолковский (1857-1935) интересовался проблемой контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Циолковский считал, что воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть проявление воли Вселенной, как и голос человека, его мысли, открытия, заблуждения, истины есть голос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть разумных существ, населяющих космос. Уже современное человечество, считал Циолковский, в состоянии выйти в космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение человечества во Вселенной. Общественная организация человека должна, по мысли учёного, строиться на основе новой, космической этики, контактов, предполагающих круговую поруку всех нравственных существ. К.Э. Циолковский подчёркивал роль и значение современной цивилизации как начала космической эры в развитии человечества, утверждал оптимизм и укреплял надежды людей на успешное преодоление всех социальных противоречий, характерных для современной цивилизации.

Несколько с другой стороны жизнь человечества, но также в связи с космосом, рассматривал А.Л. Чижевский (1897-1964). Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и исторических событий, происходящих на Земле. В своей работе «Эхо солнечных бурь» учёный подчёркивает нерасторжимую связь человечества со всеми процессами во Вселенной, очевидную зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Работы Чижевского способствовали интеграции усилий учёных разных специальностей (биологов, медиков, геофизиков, историков, астрономов) в комплексном изучении историко-культурных процессов и в гелиобиологических исследованиях. В одном из своих последних выступлений А.Л. Чижевский говорил, что «… и человек, и микроб – существа не только земные, но и космические, связанные всей биологией, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями». Идеи зависимости человеческой истории от периодичности астрофизических и космических факторов он развивал в работах «Астрономия, физиология, и история» и «Физические факторы исторического процесса». В последней работе учёный писал, что власть должна знать о состоянии Солнца в любой момент. Чижевский, изучая старинные летописи и хроники, отмечал, что часто общественные или военные события совпадали с разными небесными явлениями и прохождением больших пятен через центральный меридиан Солнца. Люди с трепетом смотрели на полярные сияния, кометы, ожидая стихий, бедствий, войн или мора. Одновременно с периодическими изменениями в деятельности Солнца изменяются и настроения и поведения масс людей. Чижевский утверждал, что в руках человечества имеется простая и действенная схема: бушуют природа Солнца и Земли – волнуются люди, успокоились светила – успокоились народы. По мнению А.Л. Чижевского, от космических и солнечных факторов воздействия зависят частота преступлений и несчастных случаев, смертность и рождаемость на Земле, вековой ход вступления в брак, распространение эпидемий. Исследования показали, что в состоянии солнечной активности действительно имеется 11-тилетний цикл, а многие кривые эпидемических заболеваний совпадают с кривыми солнечной деятельности. Учёные надеются, что культура будущего отыщет пути использования подъёма энергии масс, гармонизирует отношения с космическими энергиями и энергией Солнца.

Серьёзное воздействие на современные научные представления о культурных процессах оказали взгляды русского учёного В.И. Вернадского (1863 – 1945), создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и её воздействии на все биологические и геологические процессы на Земле. Анализируя геологическую историю Земли, Вернадский подчёркивает, что ноосфера является последним этапом эволюции биосферы, что «человек на наших глазах становится могучей геологической силой, всё растущей». Учёный считал, что существуют пути позитивного технологического развития цивилизаций, у человечества есть возможности развиваться с учётом интересов будущего: «…перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление».

Эти работы русских учёных вошли в золотой фонд мировой науки и оказали заметное воздействие на развитие представлений человечества о связи Вселенной, космоса, природы и человека.

3. Одним из важных факторов экологического развития культуры является фактор культурной преемственности, которая осуществляется прежде всего через традицию. Традиция (от лат. traditio – передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция передается либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. Традиционная культура распространена в обществах, где изменения не заметны для жизни одного поколения и прошлое взрослых становится будущим детей. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, это культура доиндустриальная, сельскохозяйственная. Такие общества есть в Южной Америке, Австралии, Африке. Этот культурный тип ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. В современном обществе традицию сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д. Действием традиции проникнута вся жизнь человека, хотя мы не всегда это осознаём. В начале традиции передавались неосознанно - через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Длительно существующая традиция может превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традиционным и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Культурные функции традиций:

а) устанавливает преемственность культуры,

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,

в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей,

г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

Без традиций собственно жизнь культуры и человека была бы невозможна. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.
В дуалистической паре традиция и новация традиция является фундаментом, который вносит в развитие культуры порядок, организует его. Традиции получают оформление в обычаях, обрядах, законах и нравах. Так, свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее. Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчивыми ценами. В редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг является необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торговля является одновременно процессом общения между участниками и поэтому превращается в увлекательную и эмоциональную форму коммуникации. Другим примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая существует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры, т.е. её своеобразие, неповторимость, оригинальность. Содержание самобытности составляют не только традиционные явления культуры, но и более подвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты. Способность культуры сохранять собственное лицо, отличаться от других (т.е. сохранять самобытность) свидетельствует об устойчивости её состояния, зрелости и целостности. Культурная динамика неизбежна, изменение ценностей, норм, феноменов культуры происходит постоянно. Но в ходе социодинамических изменений культура может сохранять собственную самобытность.

Но культура не может существовать в законсервированном виде, она развивается за счёт внесения новаций, т.е. новых элементов. Сегодня наиболее быстро развивающимися элементами культуры считаются наука и техника. Но новации реализуются в языке (появление новых слов, синтаксических конструкций, орфоэпических норм), искусстве (например, бодиарт как новый вид искусства), религии, морали и всех других элементах культуры. Отсутствие новаций свидетельствует о застойном характере культуры. Резкое повышение объёмов новаций говорит о культурном взрыве. При нормальном состоянии традиции и новации должны сочетаться гармонично, т.е. традиции не препятствуют появлению новаций, а новации не уничтожают, не разрушают традиции.

Вопросы сохранности культурного наследия сегодня стоят не менее остро, чем вопросы сохранения природной среды обитания. Накапливаемый культурами разных народов опыт получает выражение в литературных и архитектурных памятниках, достижениях науки и техники, нравственных законах и моральных требованиях. Возможность культурных контактов резко возросла в эпоху глобализации, которую переживает мировая культура. Культурные заимствования сегодня являются важным фактором культурной динамики. Культурные заимствования - это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре. Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:

• интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

• условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

• степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);

• восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста). Наиболее удачной формой культурного заимствования является культурный синтез. Он имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной.

В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения собственных национальных и инокультурных элементов обычно приводится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.).

Каналами культурных взаимодействий сегодня служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут способствовать развитию национальных культур, их интеграции в межкультурные процессы.

Контрольные вопросы:

1.Когда возникло противопоставление культуры и природы?

2.Существовали ли экологические проблемы в более ранние культурно-исторические периоды?

3.Что такое экология культуры? Кто автор этого термина?

4.Кто является автором учения о ноосфере?

5.Что такое традиция?

6.Каковы функции традиций?

7.Назовите наиболее значимые виды традиций и приведите примеры.

8.Что такое новация?

9.Как могут сочетаться традиции и новации в жизни современного общества?

10.Что такое культурные заимствования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: