Занятие 1. Культурология как наука.
План:
1.Возникновение и становление культурологи как самостоятельной науки.
2.Многозначность понятия «культура». Сущность и функции культуры.
3. Историческое развитие представлений о культуре.
4. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Понятия и термины:
культурология, аксиология, семиотика, герменевтика, культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира, метод, философия культуры, история культуры, культурная антропология, социология культуры, прикладная культурология, история культурологических учений.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. Роль культуры в жизни общества и личности.
2. Профессионализм и профессиональная культура.
3. Проблема идентификации отечественной культуры: какой цивилизации она принадлежит.
4. Рассмотрите схему 7 в Приложении 2 и, опираясь на содержание схемы и свои знания, сформулируйте разницу между культурным и интеллигентным человеком.
5. Место культурологии в системе с/х (инженерного, экономического и др.) образования.
6. Культура и нравственный мир личности.
7. Проблемы транснационализации культуры: плюсы и минусы.
8. Культура земледелия и животноводства центральной полосы России вчера и сегодня.
9. Новые технологии сельскохозяйственного производства. Отечественный и мировой опыт.
10. Роль и ответственность культуры в борьбе за мир и выживание человечества.
11. Грамотность – пережиток прошлого?
12. Интернет как субкультура.
13. Виртуальный мир разрушает человека?
Творческие задания.
1.Эссе на тему:1) Культура: благо или зло? 2) Природа и культура в человеке. 3) Культурный человек – это? 4) Особенности развития современной культуры в Западной Европе. 5) Различные подходы к определению понятия "культура".
2.Составьте кроссворд на тему: «Культура как социальное явление».
3.Сделайте коллаж на тему: «Портрет современной цивилизации». Обсудите их в группе.
Занятие 2. Морфология культуры.
План:
1. Особенности современной культуры: глобализация, урбанизация и образование субкультур как причины многомерности современной культуры.
2. Структура культуры:
· Виды культуры (элитарная, массовая, классическая, национальная и этническая), их отличительные черты и взаимосвязь.
· Сферы современной культуры: экономическая, политическая, художественная, педагогическая, производственная (корпоративная).
3. Феномены культуры (религия, мораль, техника, наука, искусство), их особенности и взаимовлияние.
Понятия и термины:
морфология культуры, урбанизация, глобализация, универсализация, субкультура, контркультура, виды культуры: элитарная, массовая, классическая, национальная, этническая, художественный стиль, феномен культуры.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. Рассмотрите схему 3 в Приложении 2. Какие изменения и дополнения вы можете в неё внести? К каким последствиям приводит появление множества субкультур?
2. Каковы позитивные и негативные последствия урбанизации?
3. Рассмотрите схему 4 в Приложении 2.Каковы свойства массовой культуры?
4. Опираясь на схему 6 в Приложении 2, ответьте, в чём достоинства элитарной культуры и кто является представителем элиты общества?
5. Почему общество стремится к сохранению образцов классической культуры?
6. Существует ли взаимосвязь между отдельными видами культуры?
7. В чём состоит взаимосвязь и взаимовлияние разных феноменов культуры?
8. Какие сходные функции выполняют искусство и религия?
Творческие задания.
1. Подготовьтесь к проведению регламентированной дискуссии на тему: «Роль религии в жизни современного общества: за и против».
2. Пригласите на занятие представителей разных субкультур или подготовьте сообщения о заинтересовавшей вас субкультуре.
Занятие 3. Культурогенез.
План:
1. Проблема происхождения человека и культуры.
2. Первобытная культура: образ жизни, характер деятельности, свойства сознания первобытного человека.
4. Миф и мифологическое сознание.
5. Первобытные религиозные верования.
Понятия и термины:
Гомогенность, синкретизм, миф, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. В чём отличия мировосприятия современного человека от первобытного?
2. Какие функции, на ваш взгляд, выполняло первобытное искусство?
3. Можно ли говорить о существовании современной мифологии? В чём её отличия от мифологии первобытной, от мифологии древних народов?
4. Элементы (следы) каких первобытных религиозных верований сохранились до наших дней? Почему?
Творческие задания.
1. Проведите виртуальную экскурсию в одном из музеев, где содержатся артефакты первобытной культуры или образцы первобытного искусства.
2. Сделайте подборку слайдов на тему «Первобытное искусство».
Занятие 4. Динамика культуры.
План:
1. Понятие динамики культуры и ее модели.
2. Механизмы, типы, факторы культурной динамики.
3. Прогресс и его критерии в культуре.
Понятия и термины:
Динамика культуры, модели динамики культуры: циклическая, инверсия, линеарная, девиантная, волновая, синергетическая, постмодернистская; культурный застой, упадок культуры, деградация культуры, кризис культуры, традиция, культурный лаг, культурное запаздывание, культурная трансмиссия, источники (механизмы) культурной динамики: инновации, культурное наследие, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез, прогресс, регресс.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. Устойчивое и изменчивое в культуре.
2. Социодинамика художественных стилей в европейской культуре.
3. Рассмотрите схему 5 в Приложении 2. Проиллюстрируйте её конкретными примерами из истории искусства, образования, моды и т.д.
Творческие задания.
1. Эссе на тему: «Традиции народов России». «Традиционное и современное в культуре России». «Не пожелаю и врагу жить в эпоху перемен» (Конфуций).
2. Напишите современный сценарий будущего и роль в нём традиционной культуры.
Контрольные тесты по модулю 1.
Вариант 1.
1. Какой подход в настоящее время считается устаревшим:
а) культурология - комплекс дисциплин, изучающих культуру;
б) культурология – самостоятельная научная дисциплина;
в) культурология – раздел философии
2. Культурология выделилась в особую научную дисциплину:
а) на рубеже ХIХ - ХХ вв;
б) в конце ХХ века;
в) в античности;
г) в Эпоху Возрождения
3. Источниками культурологии не являются:
а) естественнонаучные дисциплины (математика, физика, химия);
б) исторические науки (гражданская история, истории конкретных наук, история искусства, философии и т.д.);
в) прикладные исторические дисциплины (архивоведение, музееведение, краеведение и др.);
г) вспомогательные дисциплины (археология, геральдика, палеография, текстология, нумизматика)
4. Вопросы функционирования культуры в обществе исследует:
а) философия культуры
б) социология культуры
в) история культуры
5. Что означает термин «синкретизм» применительно к первобытной культуре:
а) нерасчленённость, слитность
б) первобытное верование
в) уровень развития первобытного человека
6. Рассказ о событии, объясняющий природные процессы и сопровождаемый борьбой богов или героев:
а) миф б) сказка в) притча
7. Кто из перечисленных учёных является автором концепции «осевого времени»:
а) Шпенглер б) Тойнби в) Ясперс
8. Изучение процессов развития и изменения культуры связано с понятием:
а) социокультурная динамика
б) морфология культуры
в) типология культуры
9. Состояние длительной неизменности и повторяемости ценностей, норм, смыслов и знаний в культуре:
а) кризис культуры
б) культурный взрыв
в) культурный застой
10. Урбанизация – это:
а) расслоение населения
б) рост городов и повышение их роли в развитии общества
в) интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру
11. Для этнической культуры не характерно:
а) средоточие – деревня;
б) сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;
в) открыта переменам, впитывает достижения других культур;
г) стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;
12. Для национальной культуры не характерно:
а) открыта переменам, впитывает достижения других культур;
б) нивелирует локальные различия;
в) стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;
г) овладение данным видом культуры не достигается само собой, а требует обучения
13. Ветви христианства:
а) католичество;
б) индуизм;
в) православие;
г) протестантизм.
14. Для православия не характерно:
а) крестятся справа налево, причащение хлебом и вином;
б) акцент на Божественной сущности Христа;
в) священный месяц Рамадан
г) священникам можно иметь семью
15. Для мусульманской культуры характерно:
а) неуважение к учёности;
б) запрет на изображение всего живого;
в) развитие медицины;
г) сочетание единой системы основных религиозных ценностей и жёсткой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием в толковании богословских проблем ислама.
16. Особенности буддийской культуры:
а) идея непричинения вреда живому, ненасилия;
б) умеренность;
в) соборность;
г) разработка техник управления собственным телом
17. Особенности технологической культуры:
а) нацеленность на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы);
б) утилитарный характер;
в) играет главную роль по отношению к духовной и социальной культуре;
г) является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности
18. Самым древним и самым длительным этапом в развитии культуры является:
а) первобытная культура
в) античная культура
19. По мнению З.Фрейда, религия – это:
а) способ развития культуры
б) способ защиты от неуверенности и страха при подавлении подсознательных влечений
в) способ выдвижения отдельных личностей
г) способ приближения к Богу
20. Структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определённой культуры – это
а) символы
б) паттерны
в) логотипы
г) эпиграфы
Вариант 2.
1. Объектом культурологии являются:
а) культурные аспекты различных областей общественной жизни;
б) особенности и достижения основных культурно-исторических типов;
в) экономическая деятельность;
г) тенденции и процессы в современной социокультурной среде.
2. Реальный процесс развития разных культур, культурное наследие разных стран и эпох изучает:
а) философия культуры
б) культурная антропология
в) история культуры
3.Методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации относятся:
а) к группе общетеоретических методов, применяемых в культурологии
б) к группе философских методов
в) к группе специальных культурологических методов
4. Дилемма «природное - культурное» сформировала сь:
а) в 18 в. б) в 19 в. в) в 20 в.
5. Кто из учёных считал игру источником зарождения и развития культуры:
а) П. Сорокин б) Э. Тайлор в) Й. Хейзинга
6. Вера в существование души, духов:
а) анимизм б) табу в) фетишизм
7. Переход к резкому обновлению и инновациям в культуре – это:
а) культурный застой б) культурный взрыв в) кризис культуры
8. Автор книги «Закат Европы» и идеи непознаваемости, непроницаемости культур:
а) Ф. Тойнби б) О. Шпенглер В) К. Ясперс
9. Для социальной культуры характерно:
а) ценности социальной культуры достигаются только во взаимоотношениях с людьми;
б) ценности и идеалы социальной культуры предназначены для осуществления в реальной действительности;
в) социальная культура утверждает в обществе нормы поведения, необходимо для достижения её ценностей;
г) ценности социальной культуры человек может постигать в одиночку;
10. Особенности научного знания:
а) иррационалистичность всех положений и выводов;
б) объективность, безличность;
в) воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях;
г) логическая строгость, точность, однозначность.
11. Процесс объединения отдельных этнических культур в единую мировую культуру:
а) глобализация б) урбанизация в) стагнация
12. Легкость, доступность, развлекательность, обращённость к эмоциональным реакциям – это черты:
а) элитарной культуры
б) массовой культуры
в) национальной культуры
13. Наиболее ярко эстетическое отношение к жизни проявляется:
а) в религии б) в науке в) в искусстве
14. Форма духовного освоения мира, мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное:
а) религия б) наука в) искусство г) техника
15. Назовите составляющую часть современной культуры, которая прошла проверку временем и рассматривается как образец:
а) народная б) классическая в) массовая
16. Кто является теоретиком элитарной культуры:
а) К. Ясперс б) Й. Хейзинга в) Х. Ортега-и-Гассет
17. В какой из древних культур возникла первая письменность:
а) в Древнем Египте
б) в Древней Индии
в) в Древнем Шумере
18. Согласно учению Будды, жизнь – это:
а) радость б) страдание в) труд
19. Тотемизм – это:
а) вера в Солнце, покровителя рода
б) вера в животное или растение как основателя рода, первого предка
в) вера в магические свойства неодушевлённых предметов
20. Категорический запрет на предмет или действие – это:
а) табу б) тотем в) фетиш г) магия