Модуль 1. Занятие 1. Культурология как наука

Занятие 1. Культурология как наука.

План:

1.Возникновение и становление культурологи как самостоятельной науки.

2.Многозначность понятия «культура». Сущность и функции культуры.

3. Историческое развитие представлений о культуре.

4. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

Понятия и термины:

культурология, аксиология, семиотика, герменевтика, культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира, метод, философия культуры, история культуры, культурная антропология, социология культуры, прикладная культурология, история культурологических учений.

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. Роль культуры в жизни общества и личности.

2. Профессионализм и профессиональная культура.

3. Проблема идентификации отечественной культуры: какой цивилизации она принадлежит.

4. Рассмотрите схему 7 в Приложении 2 и, опираясь на содержание схемы и свои знания, сформулируйте разницу между культурным и интеллигентным человеком.

5. Место культурологии в системе с/х (инженерного, экономического и др.) образования.

6. Культура и нравственный мир личности.

7. Проблемы транснационализации культуры: плюсы и минусы.

8. Культура земледелия и животноводства центральной полосы России вчера и сегодня.

9. Новые технологии сельскохозяйственного производства. Отечественный и мировой опыт.

10. Роль и ответственность культуры в борьбе за мир и выживание человечества.

11. Грамотность – пережиток прошлого?

12. Интернет как субкультура.

13. Виртуальный мир разрушает человека?

Творческие задания.

1.Эссе на тему:1) Культура: благо или зло? 2) Природа и культура в человеке. 3) Культурный человек – это? 4) Особенности развития современной культуры в Западной Европе. 5) Различные подходы к определению понятия "культура".

2.Составьте кроссворд на тему: «Культура как социальное явление».

3.Сделайте коллаж на тему: «Портрет современной цивилизации». Обсудите их в группе.

Занятие 2. Морфология культуры.

План:

1. Особенности современной культуры: глобализация, урбанизация и образование субкультур как причины многомерности современной культуры.

2. Структура культуры:

· Виды культуры (элитарная, массовая, классическая, национальная и этническая), их отличительные черты и взаимосвязь.

· Сферы современной культуры: экономическая, политическая, художественная, педагогическая, производственная (корпоративная).

3. Феномены культуры (религия, мораль, техника, наука, искусство), их особенности и взаимовлияние.

Понятия и термины:

морфология культуры, урбанизация, глобализация, универсализация, субкультура, контркультура, виды культуры: элитарная, массовая, классическая, национальная, этническая, художественный стиль, феномен культуры.

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. Рассмотрите схему 3 в Приложении 2. Какие изменения и дополнения вы можете в неё внести? К каким последствиям приводит появление множества субкультур?

2. Каковы позитивные и негативные последствия урбанизации?

3. Рассмотрите схему 4 в Приложении 2.Каковы свойства массовой культуры?

4. Опираясь на схему 6 в Приложении 2, ответьте, в чём достоинства элитарной культуры и кто является представителем элиты общества?

5. Почему общество стремится к сохранению образцов классической культуры?

6. Существует ли взаимосвязь между отдельными видами культуры?

7. В чём состоит взаимосвязь и взаимовлияние разных феноменов культуры?

8. Какие сходные функции выполняют искусство и религия?

Творческие задания.

1. Подготовьтесь к проведению регламентированной дискуссии на тему: «Роль религии в жизни современного общества: за и против».

2. Пригласите на занятие представителей разных субкультур или подготовьте сообщения о заинтересовавшей вас субкультуре.

Занятие 3. Культурогенез.

План:

1. Проблема происхождения человека и культуры.

2. Первобытная культура: образ жизни, характер деятельности, свойства сознания первобытного человека.

3. Первобытное искусство.

4. Миф и мифологическое сознание.

5. Первобытные религиозные верования.

Понятия и термины:

Гомогенность, синкретизм, миф, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм.

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. В чём отличия мировосприятия современного человека от первобытного?

2. Какие функции, на ваш взгляд, выполняло первобытное искусство?

3. Можно ли говорить о существовании современной мифологии? В чём её отличия от мифологии первобытной, от мифологии древних народов?

4. Элементы (следы) каких первобытных религиозных верований сохранились до наших дней? Почему?

Творческие задания.

1. Проведите виртуальную экскурсию в одном из музеев, где содержатся артефакты первобытной культуры или образцы первобытного искусства.

2. Сделайте подборку слайдов на тему «Первобытное искусство».

Занятие 4. Динамика культуры.

План:

1. Понятие динамики культуры и ее модели.

2. Механизмы, типы, факторы культурной динамики.

3. Прогресс и его критерии в культуре.

Понятия и термины:

Динамика культуры, модели динамики культуры: циклическая, инверсия, линеарная, девиантная, волновая, синергетическая, постмодернистская; культурный застой, упадок культуры, деградация культуры, кризис культуры, традиция, культурный лаг, культурное запаздывание, культурная трансмиссия, источники (механизмы) культурной динамики: инновации, культурное наследие, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез, прогресс, регресс.

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. Устойчивое и изменчивое в культуре.

2. Социодинамика художественных стилей в европейской культуре.

3. Рассмотрите схему 5 в Приложении 2. Проиллюстрируйте её конкретными примерами из истории искусства, образования, моды и т.д.

Творческие задания.

1. Эссе на тему: «Традиции народов России». «Традиционное и современное в культуре России». «Не пожелаю и врагу жить в эпоху перемен» (Конфуций).

2. Напишите современный сценарий будущего и роль в нём традиционной культуры.

Контрольные тесты по модулю 1.

Вариант 1.

1. Какой подход в настоящее время считается устаревшим:

а) культурология - комплекс дисциплин, изучающих культуру;

б) культурология – самостоятельная научная дисциплина;

в) культурология – раздел философии

2. Культурология выделилась в особую научную дисциплину:

а) на рубеже ХIХ - ХХ вв;

б) в конце ХХ века;

в) в античности;

г) в Эпоху Возрождения

3. Источниками культурологии не являются:

а) естественнонаучные дисциплины (математика, физика, химия);

б) исторические науки (гражданская история, истории конкретных наук, история искусства, философии и т.д.);

в) прикладные исторические дисциплины (архивоведение, музееведение, краеведение и др.);

г) вспомогательные дисциплины (археология, геральдика, палеография, текстология, нумизматика)

4. Вопросы функционирования культуры в обществе исследует:

а) философия культуры

б) социология культуры

в) история культуры

5. Что означает термин «синкретизм» применительно к первобытной культуре:

а) нерасчленённость, слитность

б) первобытное верование

в) уровень развития первобытного человека

6. Рассказ о событии, объясняющий природные процессы и сопровождаемый борьбой богов или героев:

а) миф б) сказка в) притча

7. Кто из перечисленных учёных является автором концепции «осевого времени»:

а) Шпенглер б) Тойнби в) Ясперс

8. Изучение процессов развития и изменения культуры связано с понятием:

а) социокультурная динамика

б) морфология культуры

в) типология культуры

9. Состояние длительной неизменности и повторяемости ценностей, норм, смыслов и знаний в культуре:

а) кризис культуры

б) культурный взрыв

в) культурный застой

10. Урбанизация – это:

а) расслоение населения

б) рост городов и повышение их роли в развитии общества

в) интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру

11. Для этнической культуры не характерно:

а) средоточие – деревня;

б) сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;

в) открыта переменам, впитывает достижения других культур;

г) стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;

12. Для национальной культуры не характерно:

а) открыта переменам, впитывает достижения других культур;

б) нивелирует локальные различия;

в) стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п.;

г) овладение данным видом культуры не достигается само собой, а требует обучения

13. Ветви христианства:

а) католичество;

б) индуизм;

в) православие;

г) протестантизм.

14. Для православия не характерно:

а) крестятся справа налево, причащение хлебом и вином;

б) акцент на Божественной сущности Христа;

в) священный месяц Рамадан

г) священникам можно иметь семью

15. Для мусульманской культуры характерно:

а) неуважение к учёности;

б) запрет на изображение всего живого;

в) развитие медицины;

г) сочетание единой системы основных религиозных ценностей и жёсткой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием в толковании богословских проблем ислама.

16. Особенности буддийской культуры:

а) идея непричинения вреда живому, ненасилия;

б) умеренность;

в) соборность;

г) разработка техник управления собственным телом

17. Особенности технологической культуры:

а) нацеленность на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы);

б) утилитарный характер;

в) играет главную роль по отношению к духовной и социальной культуре;

г) является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности

18. Самым древним и самым длительным этапом в развитии культуры является:

а) первобытная культура

б) культура Древнего Египта

в) античная культура

19. По мнению З.Фрейда, религия – это:

а) способ развития культуры

б) способ защиты от неуверенности и страха при подавлении подсознательных влечений

в) способ выдвижения отдельных личностей

г) способ приближения к Богу

20. Структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определённой культуры – это

а) символы

б) паттерны

в) логотипы

г) эпиграфы

Вариант 2.

1. Объектом культурологии являются:

а) культурные аспекты различных областей общественной жизни;

б) особенности и достижения основных культурно-исторических типов;

в) экономическая деятельность;

г) тенденции и процессы в современной социокультурной среде.

2. Реальный процесс развития разных культур, культурное наследие разных стран и эпох изучает:

а) философия культуры

б) культурная антропология

в) история культуры

3.Методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации относятся:

а) к группе общетеоретических методов, применяемых в культурологии

б) к группе философских методов

в) к группе специальных культурологических методов

4. Дилемма «природное - культурное» сформировала сь:

а) в 18 в. б) в 19 в. в) в 20 в.

5. Кто из учёных считал игру источником зарождения и развития культуры:

а) П. Сорокин б) Э. Тайлор в) Й. Хейзинга

6. Вера в существование души, духов:

а) анимизм б) табу в) фетишизм

7. Переход к резкому обновлению и инновациям в культуре – это:

а) культурный застой б) культурный взрыв в) кризис культуры

8. Автор книги «Закат Европы» и идеи непознаваемости, непроницаемости культур:

а) Ф. Тойнби б) О. Шпенглер В) К. Ясперс

9. Для социальной культуры характерно:

а) ценности социальной культуры достигаются только во взаимоотношениях с людьми;

б) ценности и идеалы социальной культуры предназначены для осуществления в реальной действительности;

в) социальная культура утверждает в обществе нормы поведения, необходимо для достижения её ценностей;

г) ценности социальной культуры человек может постигать в одиночку;

10. Особенности научного знания:

а) иррационалистичность всех положений и выводов;

б) объективность, безличность;

в) воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях;

г) логическая строгость, точность, однозначность.

11. Процесс объединения отдельных этнических культур в единую мировую культуру:

а) глобализация б) урбанизация в) стагнация

12. Легкость, доступность, развлекательность, обращённость к эмоциональным реакциям – это черты:

а) элитарной культуры

б) массовой культуры

в) национальной культуры

13. Наиболее ярко эстетическое отношение к жизни проявляется:

а) в религии б) в науке в) в искусстве

14. Форма духовного освоения мира, мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное:

а) религия б) наука в) искусство г) техника

15. Назовите составляющую часть современной культуры, которая прошла проверку временем и рассматривается как образец:

а) народная б) классическая в) массовая

16. Кто является теоретиком элитарной культуры:

а) К. Ясперс б) Й. Хейзинга в) Х. Ортега-и-Гассет

17. В какой из древних культур возникла первая письменность:

а) в Древнем Египте

б) в Древней Индии

в) в Древнем Шумере

18. Согласно учению Будды, жизнь – это:

а) радость б) страдание в) труд

19. Тотемизм – это:

а) вера в Солнце, покровителя рода

б) вера в животное или растение как основателя рода, первого предка

в) вера в магические свойства неодушевлённых предметов

20. Категорический запрет на предмет или действие – это:

а) табу б) тотем в) фетиш г) магия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: