Культура и глобальные проблемы современности. 1. Сущность и классификация глобальных проблем

План:

1. Сущность и классификация глобальных проблем.

2. Основные тенденции развития современной культуры.

2. Пути и условия решения глобальных проблем.

3. Глобалистика и футурология: взгляд в будущее.

Понятия и термины:

техногенная цивилизация, демилитаризация экономики, унификация, футурология, вестернизация, антиглобализм, европоцентризм

Проблемные вопросы.

1. Каковы причины появления глобальных проблем?

2. Какова роль культуры в решении глобальных проблем современности?

3. В чём состоит сложность решения глобальных проблем?

4. Согласны ли вы с утверждением, что подчинённое положение культуры по отношению к экономике и производству – это одна из причин возникновения глобальных проблем?

Творческие задания.

1. Посмотрите художественный фильм, жанровая специфика которого – катастрофа.

Список художественных фильмов для просмотра:

- к/ф «Послезавтра» (режиссер Роланд Эммерих, 2004 г.),

- к/ф «Вспышка» (Джордж ЛаФонтен, 1984 г.),

- к/ф «После апокалипсиса» (режиссер Ясуаки Накадзима, 2004 г.),

- к/ф «Пик страха» (режиссер Дэйл Дж. Бредли, 2003 г.),

- к/ф «Паника в Нью-Йорке» (режиссер Микаэл Саломон, 1999 г.),

- к/ф «Долина лавин» (режиссер Паул Зиллер, 2001 г.),

- к/ф «На переломе дня» (режиссер Жан Пеллерен, 2000 г.),

- к/ф «Вулкан» (режиссер Мик Джексон, 1997 г.),

- к/ф «Землетрясение» (режиссер Люй Юэ, 2010 г.),

- к/ф «Сметённые лавиной» (режиссер Джон Паттерсон, 1997 г.)

Есть ли прообразы увиденного в реальном мире? Возможно ли, что любая из представленных ситуацией, изначально являясь вымышленной, может произойти в действительности?

2. Проведите заседание дискуссионного клуба на тему: «Межкультурная коммуникация как диалог культур: за и против»

Контрольные тесты по модулю 2.

Вариант 1.

1. Для общества как социального организма характерно:

а) объединение материального и духовного;

б) несведение к сумме составляющих его индивидов;

в) неспособность к исторически длительному автономному существованию;

г) совокупность условий для совместной жизни людей

2. Создатель теории культурной эволюции (Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии):

а) О.Шпенглер;

б) К.Ясперс;

в) Л. Уайт;

г) Д.С.Лихачев

3. Для «закрытого» типа общества характерны:

а) избыточная нормативность, регламентация всех форм человеческой деятельности;

б) застойный характер общественной жизни;

в) демократия;

г) неодобрительное отношение к творческим новациям

4. Для «открытого» общества характерны:

а) наличие жесткой регламентации поведения;

б) поощрение активности и личной инициативы;

в) свобода коммуникаций и обмена информацией;

г) динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса

5. Для периферии (формы культуры с менее высоким, по сравнению с центром, потенциалом) характерно:

а) языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;

б) тексты мало влияют на культурные формы;

в) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;

г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с центром

6. Создатель концепции о том, что культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет свой особой жизнью: она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокин

7. Создатель концепции о том, что в основе типологии культуры – различия представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокин

8. Информация о свойствах объекта – это:

а) знания;

б) ценности;

в) регулятивы;

г) знаки.

9. Правила и требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь – это:

а) знания;

б) ценности;

в) регулятивы;

г) знаки.

10. Предметы, выступающие в качестве носителя информации о других предметах и используемые для её приобретения, хранения, переработки и передачи – это:

а) знания;

б) ценности;

в) регулятивы;

г) знаки.

11. Знак предупреждения или оповещения, который несёт значение в результате соглашения и/или договора – это:

а) регулятив;

б) артефакт;

в) сигнал;

г) индекс

12. Знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей:

а) функциональные знаки;

б) иконические знаки;

в) естественные знаки;

г) конвенциональные знаки.

13. Если знак обозначает вещи или явления природы, то это:

а) функциональные знаки;

б) иконические знаки;

в) естественные знаки;

г) конвенциональные знаки.

14. Тип культуры, в котором человек полностью подчинён природе:

а) западноевропейская культура

б) восточная культура

в) первобытная культура

15. Экология культуры – это:

а) совокупность норм, регулирующих взаимоотношения человека и природы

б) раздел культурологии, изучающий проблемы сохранения культурного наследия

в) раздел общей экологии

16. В восточных религиях закреплено следующее отношение человека к природе:

а) человек – хозяин природы

б) человек – часть природы

в) человек – низшая ступень природы

17. Традиции как элементы культурного наследия обеспечивают:

а) самобытность культура

б) идеологию государства

в) глобализацию культуры

18. Использование предметов, норм, ценностей иной культуры называется

а) культурной преемственностью

б) культурным заимствованием

в) культурным шоком

19. Глобализация и формирование единой мировой культуры

а) постепенно устраняет разнообразие способов жизни людей

б) создаёт новые формы, которые частично интегрируют предшествующие

в) препятствует созданию новых форм культуры

20. Вестернизация – это:

а) сохранение самобытности разными этническими культурами

б) перестройка этнических и национальных культур в соответствии с западными образцами

в) распространение восточных традиций в странах Западной Европы

Вариант 2.

1. Для центра (формы культуры с наиболее высоким потенциалом) характерно:

а) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;

б) развитая организация и богатый язык;

в) содержание обширного множества текстов, в том числе имеющих эталонную значимость;

г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с периферией

2. Для периферии (формы культуры с менее высоким, по сравнению с центром, потенциалом) характерно:

а) языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;

б) тексты мало влияют на культурные формы;

в) активное воздействие на другие формы и на жизнь общества;

г) данные формы культуры инертные и неупорядоченные по сравнению с центром

3. Создатель концепции о том, что европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народы; идея полилинейности заключается в том, что существуют разные культурно-исторические типы развития народов Земли:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокин

4. Создатель концепции о том, что всемирная история – история различных цивилизаций (локальных и основных), сосуществующих рядом друг с другом:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокин

5. Создатель концепции о том, что в основе типологии культуры – различия представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) П. Сорокин

6. Фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту – это:

а) знания;

б) ценности;

в) регулятивы;

г) знаки.

7. Предметы, выступающие в качестве носителя информации о других предметах и используемые для её приобретения, хранения, переработки и передачи – это:

а) знания;

б) ценности;

в) регулятивы;

г) знаки.

8. Условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид (показания приборов, школьные оценки) – это:

а) регулятивы;

б) артефакты;

в) символы;

г) индексы.

9. Знак, выражающий смысл объекта, в наглядно-образной форме передающий абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом:

а) регулятив;

б) артефакт;

в) символ;

г) индекс.

10. Если знак обозначает вещи или явления природы, то это:

а) функциональные знаки;

б) иконические знаки;

в) естественные знаки;

г) конвенциональные знаки.

11. Язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному, но содержание мыслей определяется не языком, а предметом мышления. Это гипотеза:

а) Л. Уайта;

б) О.Шпенглера;

в) А.Тойнби;

г) Сепира-Уорфа.

12. Кто применял при создании типологии культур метод идеализации:

а) И. Мечников

б) М. Вебер

в) А. Тойнби

13. Современный этап развития человечества характеризуется существованием двух типов культуры:

а) северной и южной

б) восточной и западной

в) религиозной и атеистической

14. Способностью к созданию символов обладает:

а) только животные

б) только человек

в) и животные, и человек

15. В этике и религии закрепляется прежде всего информация

а) морально-нравственного характера

б) эстетического характера

в) интеллектуального характера

16. Комплексный характер носят:

а) личностные проблемы

б) глобальные проблемы

в) социальные проблемы

17. Унификация систем ценностей возникает в результате:

а) урбанизации

б) образования субкультур

в) глобализации

18. Усвоение содержания культуры – это:

а) глобализация

б) социализация

в) инкультурация

19. К числу фундаментальных ценностей относятся:

а) свобода

б) семья

в) имущество

г) предметы религиозного культа

20. Наука о будущем:

а) экология

б) филология

в) футурология

г) уфология

Занятие11. История отечественной культуры.

План.

1. Исторические особенности русской культуры.

2. Древнерусская культура.

3. Средневековая русская культура.

4. Век Просвещения в России.

5. XIX век – «золотой век» русской культуры.

6. «Серебряный век» русской культуры.

7. Советский период в истории отечественной культуры.

8. Культура современной России.

Понятия и термины:

Мессианское сознание, соборность, опричнина, секуляризация, европеизация, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, культурная революция, диссидентство, вестернизация.

Проблемные вопросы.

1. Какую роль в определении самосознания русского народа сыграла православная церковь?

2. Назовите черты культуры России, иллюстрирующие её близость к восточному и западному типу.

3. Какую роль сыграла русская литература в формировании русской национальной культуры?

4. Проведите параллели между «золотым веком» отечественной и античной культуры, сравнив достижения обеих эпох.

5. В чём своеобразие русской культуры «серебряного века»?

6. Каковы главные достижения и утраты советского периода?

7. В чём, по вашему мнению, может сегодня состоять русская идея?

Творческие задания.

1. Сделайте коллаж, показывающий своеобразие принятия христианства на Руси (идея великого исторического выбора, шаг к Западу, заимствование элементов культуры Византии, тесная связь с язычеством).

2. Обсудите идейно-тематическую направленность и систему образов одного из произведений древнерусской литературы.

3. Подготовьте и проиллюстрируйте схему «Пантеон славянских богов».

4. Подготовьте презентацию, посвящённую творчеству одного из великих русских иконописцев.

5. Подготовьте обобщающую таблицу, отражающую позитивные и негативные результаты реформ Петра I.

6. Подготовьте для выразительного чтения стихи любимых русских поэтов.

7. Подготовьте и проведите творческий вечер «Мой «серебряный век».

8. Посмотрите записи спектаклей советского режиссёра Е. Вахтангова и спектакль современного театра. В чём своеобразие творческой манеры художников прошлого и современности?

9. Проведите заседание дискуссионного клуба на тему «преодоление кризиса современной отечественно культуры».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: