Модуль 2. Занятие 6. Типология культуры

Занятие 6. Типология культуры

План:

1.Проблема типологизации культур.

2.Варианты типологии.

Понятия и термины:

тип культуры, типология культуры, критерии типологизации, варианты типологизации культуры: историческая, формационная, региональная, цивилизационная, религиозная; традиционная и инновационная культуры, восточный и западный типы культуры.

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1.«Восток» - «Запад»: противостояние или диалог?

2.Проблема национальной идентичности.

3.Стиль как основание для типологизации художественной культуры.

4.Какова цель типологизации культуры?

5.Христианский тип культуры.

6.Исламский тип культуры.

7.Буддистский тип культуры.

8.Проблема «Север» - «Юг».

Творческие задания.

1. Эссе на тему: «Портрет современного студента. Его типологизация».

2. Типы мышления – типы культур.

Занятие 7. Язык и символический характер культуры.

План:

1. Сущность и виды языков культуры.

2. Типы знаков и знаковых систем.

3. Знаки и символы, их роль в развитии культуры.

4. Понятие и особенности информационного общества.

5. Понятие и виды коммуникации.

Понятия и термины:

Язык, текст, знак, символ, коммуникация (межкультурная и межличностная, вербальная и невербальная), культурная идентификация.

Проблемные вопросы.

1. Какие культурные коды вы знаете? В чём особенности этих знаковых систем?

2. Почему религия, мифология, искусство играют особую роль в сохранении социокультурной информации?

3. Какой вид межличностной коммуникации (вербальная или невербальная) сегодня наиболее востребован? Почему?

4. Какие условия, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы межкультурная коммуникация была результативной?

5. В чём особенность межкультурной коммуникации в эпоху глобализации?

Творческие задания.

1. Подготовьте сообщения и презентацию о каком-либо культурном коде.

2. Подготовьте сообщения о символике разных народов.

3. Подготовьте и проведите викторину о государственной символике.

4. Нарисуйте и предложите для обсуждения символ (логотип, эмблему, герб) вашей учебной группы или специальности (будущей профессии).

Занятие 8. Культура и личность.

План:

1. Человек как объект и субъект культуры.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Инкультурация и социализация как процессы формирования личности.

4. Культурные нормы и ценности.

Понятия и термины:

Индивид, индивидуальность, личность, инкультурация, социализация, норма, ценность.

Проблемные вопросы.

1. Какие качества и особенности позволяют индивиду успешно пройти социализацию в условиях современной культуры?

2. Рассмотрите схему 1 в Приложении 2. Какие факторы социализации являются наиболее значимыми? Какие структуры участвуют в процессе социализации?

3. Изменяется ли интенсивность инкультурации и социализации с возрастом? Если да, то как и почему?

4. Какие проблемы (материальные, морально-этические, поведенческие и т.д.) наиболее трудны для решения в современном обществе?

5. В чём отличие человека цивилизованного от культурного?

6. Могут ли процессы инкультурации и социализации противоречить друг другу?

Творческие задания.

Подготовьте и оформите сообщения о деятелях отечественной культуры, которых Вы считаете разносторонними, уникальными личностями.

Занятие 9. Культура и природа.

План:

1. Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.

2. Биосферная концепция культуры.

3. Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.

Понятия и термины:

Традиция, новаторство, преемственность, ноосфера, экология культуры, культура природопользования.

Проблемные вопросы.

1. В чём, по вашему мнению, состоит «экология личности»?

2. Какова роль культуры в решении экологических проблем?

3. В чём суть противопоставления природного и культурного, естественного и искусственного?

4. Согласны ли вы с утверждением, что культура является одной из подсистем природы?

Творческие задания.

1. Предложите и обсудите со своими однокурсниками проект формирования экологического сознания у студентов сельскохозяйственных вузов.

2. Предложите и проведите разовую акцию экологической направленности со своими однокурсниками или друзьями по общежитию.

3. Съездите или сходите на экскурсию в любую природную зону и напишите творческий отчёт.

4. Разработайте собственный проект преодоления экологического кризиса ХХ в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: