Занятие 6. Типология культуры
План:
1.Проблема типологизации культур.
2.Варианты типологии.
Понятия и термины:
тип культуры, типология культуры, критерии типологизации, варианты типологизации культуры: историческая, формационная, региональная, цивилизационная, религиозная; традиционная и инновационная культуры, восточный и западный типы культуры.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1.«Восток» - «Запад»: противостояние или диалог?
2.Проблема национальной идентичности.
3.Стиль как основание для типологизации художественной культуры.
4.Какова цель типологизации культуры?
5.Христианский тип культуры.
6.Исламский тип культуры.
7.Буддистский тип культуры.
8.Проблема «Север» - «Юг».
Творческие задания.
1. Эссе на тему: «Портрет современного студента. Его типологизация».
2. Типы мышления – типы культур.
Занятие 7. Язык и символический характер культуры.
План:
1. Сущность и виды языков культуры.
2. Типы знаков и знаковых систем.
3. Знаки и символы, их роль в развитии культуры.
|
|
4. Понятие и особенности информационного общества.
5. Понятие и виды коммуникации.
Понятия и термины:
Язык, текст, знак, символ, коммуникация (межкультурная и межличностная, вербальная и невербальная), культурная идентификация.
Проблемные вопросы.
1. Какие культурные коды вы знаете? В чём особенности этих знаковых систем?
2. Почему религия, мифология, искусство играют особую роль в сохранении социокультурной информации?
3. Какой вид межличностной коммуникации (вербальная или невербальная) сегодня наиболее востребован? Почему?
4. Какие условия, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы межкультурная коммуникация была результативной?
5. В чём особенность межкультурной коммуникации в эпоху глобализации?
Творческие задания.
1. Подготовьте сообщения и презентацию о каком-либо культурном коде.
2. Подготовьте сообщения о символике разных народов.
3. Подготовьте и проведите викторину о государственной символике.
4. Нарисуйте и предложите для обсуждения символ (логотип, эмблему, герб) вашей учебной группы или специальности (будущей профессии).
Занятие 8. Культура и личность.
План:
1. Человек как объект и субъект культуры.
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
3. Инкультурация и социализация как процессы формирования личности.
4. Культурные нормы и ценности.
Понятия и термины:
Индивид, индивидуальность, личность, инкультурация, социализация, норма, ценность.
Проблемные вопросы.
1. Какие качества и особенности позволяют индивиду успешно пройти социализацию в условиях современной культуры?
2. Рассмотрите схему 1 в Приложении 2. Какие факторы социализации являются наиболее значимыми? Какие структуры участвуют в процессе социализации?
|
|
3. Изменяется ли интенсивность инкультурации и социализации с возрастом? Если да, то как и почему?
4. Какие проблемы (материальные, морально-этические, поведенческие и т.д.) наиболее трудны для решения в современном обществе?
5. В чём отличие человека цивилизованного от культурного?
6. Могут ли процессы инкультурации и социализации противоречить друг другу?
Творческие задания.
Подготовьте и оформите сообщения о деятелях отечественной культуры, которых Вы считаете разносторонними, уникальными личностями.
Занятие 9. Культура и природа.
План:
1. Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.
2. Биосферная концепция культуры.
3. Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.
Понятия и термины:
Традиция, новаторство, преемственность, ноосфера, экология культуры, культура природопользования.
Проблемные вопросы.
1. В чём, по вашему мнению, состоит «экология личности»?
2. Какова роль культуры в решении экологических проблем?
3. В чём суть противопоставления природного и культурного, естественного и искусственного?
4. Согласны ли вы с утверждением, что культура является одной из подсистем природы?
Творческие задания.
1. Предложите и обсудите со своими однокурсниками проект формирования экологического сознания у студентов сельскохозяйственных вузов.
2. Предложите и проведите разовую акцию экологической направленности со своими однокурсниками или друзьями по общежитию.
3. Съездите или сходите на экскурсию в любую природную зону и напишите творческий отчёт.
4. Разработайте собственный проект преодоления экологического кризиса ХХ в.