Конфуцианство – принятое в европейской науке обозначение религиозно-этического учения, которое в Китае носит название «школы образованных людей» (жу цзя).
История конфуцианства начинается в VI в. до н.э. с деятельности Конфуция (китайское имя Кун Фу-цзы – учитель из рода Кун (рис. 33)). Конфуций родился в 551 г. до н.э.в княжестве Лу в семье обедневших аристократов из сословия «жу» – знатоков обрядов, календаря и исторических преданий. Из-за преклонных лет его отца (более 60 лет), брак родителей был признан незаконным. После смерти отца трехлетний Конфуций с матерью был изгнан из дома и лишен всех имущественных и наследственных прав. Детство и юность Конфуция прошли в лишениях и нужде. Вынужденный заниматься тяжелым физическим трудом, он все-таки нашел в себе мужество и силы заняться самообразованием, видя в этом единственно возможный для себя путь занять со временем достойное место в обществе. В двадцать лет ему удалось стать чиновником при дворе правителя княжества Лу. Но государственная служба не удовлетворила Конфуция, в возрасте тридцати лет он подал в отставку и открыл частную школу. Школа была нужна Конфуцию для подготовки нового поколения государственных людей, которые разделяли бы его идеалы.
|
|
При жизни Конфуция его идеи государственного правления, основанные на этике взаимных обязательств правителя и подданных, не получили признания власти. В то время более выгодной власти считали идеологию школы легистов («фа-цзя» - законники), которые считали лучшим способом управления насилие и карательные меры.
В III в. до н.э. последователи Конфуция выступили против легизма и режима императора Цинь-ши-хуанди, за что подверглись жестоким репрессиям. В 213 г. 460 конфуцианских ученых были погребены заживо, книги конфуцианского канона публично сожжены.
Конфуцианство стало официальной государственной идеологией в первом веке н.э., во время правления императора Мин-ди (58-75 гг.). С этого времени
более полутора тысяч лет, изменяясь и развиваясь, конфуцианство сохраняет в Китае и странах Восточной Азии (Корея, Япония, Тайвань, Сингапур и др.) свое значение главной религиозно-этической системы. Конфуцианство там – основа теории государственного управления, социальной гармонии и семейных устоев.
Конфуцианский канон (священные или авторитетные тексты) включает два набора книг: “Пятиканоние” (“У Цзин”) и “Четверокнижие” (“Сы шу”). Эти книги считаются либо написанными Конфуцием, либо записанными учениками с его слов, либо сборниками народного фольклора и исторических хроник, собранных и обработанных Учителем.
В дальнейшем конфуцианский канон расширялся за счет комментариев, исследований, философской и поучительной литературы. Любое новое культурное явление, новая идея соотносились с предшествующей конфуцианской традицией – что обеспечило высокую контекстуальность (связность и преемственность) китайской культуры. Даже новейшим западным теориям XX и XXI вв. китайцы находят древние конфуцианские аналогии, что позволяет мягко адаптировать западный опыт в Китае без разрыва с прошлым.
|
|
В центре конфуцианской философии находится человек, его врожденная природа и благоприобретенные качества, поведение в обществе, взаимоотношения с другими людьми. Идеал человека в конфуцианстве – это «благородный муж» (цзюнь-цзы). «Благородный муж» должен обладать «пятью добродетелями»: это «гуманность» (жэнь), «благопристойность» (ли), «справедливость» (и), «мудрость» (чжи), «верность» (син).
Категория «жэнь» – «гуманность» означает способность человека относиться ко всем окружающим его живым существам и предметам как к близким родственникам. Через категорию «ли» - «ритуал» выражается идеал человека, который строго исполняет все религиозные и общественные ритуалы, следует этикетным нормам, обладает тактом и ведет себя наилучшим образом. Категория «и» – «справедливость» означает способность человека подчинять свои субъективные желания требованиям долга и морали, этическим и культурным нормам, самосовершенствоваться. «Чжи» – «мудрость» включает всю интеллектуально-познавательную деятельность человека: умственные способности, образование, умение разбираться в людях и предвидеть события, научные занятия и др. Понятие «син» – «верность» охватывает весь спектр близких понятий – от супружеской верности, до преданности стране (патриотизм), правительству (лояльность), верности слову, искренности чувств и т.п.
Отсутствие или неразвитость любой из «пяти добродетелей» у народа Поднебесной, начиная с монарха и высших чиновников, влекут за собой изъяны государственного правления, деградацию нравственности и, как следствие, гибель правящего режима и народные бедствия. Правитель в конфуцианстве рассматривается как первый из «благородных мужей», он должен быть примером для подражания, приближать к себе достойных, заботиться о народе. В то же время и чиновник должен быть советником правителя, говорить ему правду, даже рискуя впасть в немилость и даже потерять свободу и жизнь.
В основе общественных отношений в конфуцианстве лежит идеал «сыновней почтительности» (сяо). По модели «заботливый отец» – «почтительный сын» должны строиться не только отношения в семье, но и в професиональных коллективах (начальник – подчиненный), и в государстве (правитель – подданные). Чтобы стать «благородным мужем» человек должен прилагать собственные усилия, заниматься самообразованием, а родители, начальники, правительство – создавать условия для развития человека, продвижения достойных по общественной лестнице.
Уже с начала н.э. в Китае существовала система государственных экзаменов, по результатам которых экзаменующихся назначали на государственные должности. В принципе, любой человек, даже из самых низших слоев общества, обладая выдающимися способностями, получив образование и успешно сдав экзамены, мог достичь высших постов в государстве, стать богатым и могущественным. Такой путь прошли многие исторические деятели в Китае, в том числе и сам Конфуций. Сюжет «о бедном сироте» в Китае является такой же распространенной культурной моделью, как в Европе сюжет о Золушке.
Эмоции и страсти, по мнению конфуцианцев, противоположны разумному началу и их следует облагораживать и подавлять. С этими представлениями связано негативное отношение к женщине как носительнице эмоционального начала. Как ни странно, в конфуцианстве именно с женским началом (Инь) связывалось представление о хаосе, насилии и агрессии (у), которое мужчина призван ограничивать и подавлять, вводить в рамки рационального порядка. Конфуцианство – идеология патриархальной семьи, где муж – глава семьи, в которой может быть несколько жен (одна главная и несколько младших). Наследником семейного имущества мог стать только старший сын. Только сын мог приносить жертвы на алтарь предков, поэтому семья, не имеющая сына, считалась несчастной; иногда усыновляли мальчиков из числа родственников.
|
|
Таким образом, конфуцианские идеалы и ценности лежали в основе китайской государственности, регулировали семейные и клановые взаимоотношения, а также породили огромное количество литературы в основном этического и исторического содержания.
Положительной стороной конфуцианства является уважение к традиции, стабильности, культурности и образованности, высокое чувство долга и гуманности. Но те же идеалы, доведенные до крайности, в реальной китайской истории могли порождать косность и застой, формализм («китайские церемонии») и лицемерие, подавление личности, особенно женщин, запрет всего нового и творческого.
Отрицательные черты конфуцианства могли бы привести к застою и гибели китайской культуры, если бы не компенсировались альтернативной духовной традицией – даосизмом.