Буддийская картина мира

Буддийская картина мира, т.е. представления о пространстве, времени, высших личностных и общественных ценностях отличается от традиционной картины мира китайцев по всем основным параметрам.

В отличие от китайской, буддийская картина мира является вертикально ориентированной.

Пространство в буддизме состоит из трех главных, расположенных одна над другою пространственных зон (миров): «мира чувств» (камалока), «мира форм» (рупалока) и «мира-без-форм» (арупалока). Под «чувственным миром» понимается физический мир как место пребывания пяти типов живых существ – обитателей ада (нарака), голодных духов (прета), животных, людей и небожителей, т.е. «чувственный мир» охватывает подземный, земной и небесный мир. «Мир форм» – иллюзорный мир, где происходит освобождение живых существ от чувственных переживаний при сохранении их внешней физической оболочки. Он подразделяется на 16 уровней, соотносящихся с четырьмя основными типами йогического сосредоточения и их ступенями. «Мир-без-форм» – сфера чистого сознания, состоящая из 4-х уровней.

Земное и надземное пространство в будийской картине мира маркируется по горизонтали (также, как и китайское). Выделяется Центр мира – священная гора Сумеру (Меру), по четырем сторонам от которой располагаются четыре главных материка буддийской космографии – Джамбудвипа (южный, ассоциируется с Индией), Пурвавидеха (восточный), Аварогадания (западный) и Уттаракуру (северный), последний из которых представлялся местом обитания физически и духовно совершенных человеческих существ, живущих в идеально-утопическом обществе, и местом нахождения чудодейственных растений и предметов, имеющих свойство даровать бессмертие. Считается, что на вершине горы Меру находится вторая из шести небесных сфер, где обитают боги во главе с Повелителем мира – Индрой.

Все населяющие миры существа подчиняются общему закону перерождений (сансара), в зависимости от совершенных деяний (карма). Согласно буддийским верованиям, у мира (Вселенной) не было начала, но возможен конец – достижение идеального состояния – нирваны. Достижение нирваны – спасения всех живых существ и остановки вечного процесса изменений и страдания в мире - возможно только усилиями всех людей, с помощью совершенных существ – бодхисаттв и будд.

Время, с точки зрения буддистов, может быть более или менее благоприятным для спасения. Время жизни Будды Шакьямуни (Гаутамы) или правления царей-покровителей учения (например, царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.) считалось более, а современная нам эпоха (кали-юга, железный век) - менее благоприятным для достижения просветления.

Смысл человеческой жизни в буддийской картине мира – достижение спасения (нирваны), или, если это невозможно, лучшего перерождения в новой жизни. Достичь этого можно только личными усилиями. Буддизм отрицал кастовую систему Индии, где одни люди считались благородными от рождения (брахманы), а другие – низкими и подлыми. В буддизме подлость или благородство зависят от личных качеств человека. В то же время буддизм объясняет страдания человека в этой жизни его преступлениями или ошибками в прошлой жизни.

Хотя для совершенствования человека необходимы личные усилия, буддизм придает большое значение коллективным усилиям людей, взаимной поддержке и сотрудничеству – поэтому буддисты создали новый тип социальной организации – монашескую общину (сангху). В сангхе происходит изучение буддийской философии, совершаются религиозные обряды, телесные (пост) и духовные (медитация) практики. В монастырях писались и хранились буддийские тексты, изготавливались произведения искусства. В пору расцвета буддизма монастыри были центрами не только религиозной, но и светской культуры, наподобие европейских университетов.

Хотя идеал буддизма лежит за пределами земной жизни, он имел огромное значение для оформления централизованных государств как в Индии, так и в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Правитель, способствующий духовному росту и спасению своих подданных (чакравартин) – концепция, которая сделала возможным использовать буддизм как государственную религию и идеологию господствующего класса.

11.2. Буддизм в Китае и странах Восточной Азии

Родоначальником китайского буддизма считают парфянского монаха Ань Шигао, который в 148 г. н.э. прибыл в г. Лоян и перевел на китайский язык около 30 буддийских текстов.

У правящих верхов буддизм получил признание с IV в.

В буддизме можно выделить несколько уровней: элитарный (философия и духовные практики), средний (моральные заповеди), простонародный (красочные обряды и мифология). Таким образом, каждый, в зависимости от своего интеллектуального и образовательного уровня, может обрести помощь и утешение.

В Китае, а затем в Корее и Японии распространялся буддизм Махаяны («Большая колесница»), т.е. не морально-этическое учение, направленное на достижение личного спасения (как в буддизме Хинаяны), а религиозная система, где Будда воспринимается как божество, а помощь в спасении всех живых существ оказывают совершенные (просветленные) люди – бодхисаттвы. В Китае и странах Восточной Азии существовало множество направлений и школ буддизма, но наибольшей популярностью пользовались три.

Среди простого народа распространилась вера в Будду Амитабху. Считалось, что молитвы этому божеству способствуют возрождению в «Чистой земле», т.е. в раю, где людей ждет вечная счастливая жизнь.

Среди художественной элиты, а в Японии – среди воинов – распространился чань-(дзен-)буддизм. Эта разновидность буддизма отвергает аскетизм, долгое изучение философии, обряды. Считается, что изначальная природа человека – это природа будды и следует только очистить сознание от штампов повседневного мышления, чтобы достичь просветления. Просветление сознания достигалось с помощью медитаций (само название чань происходит от китайского перевода санскритского слова «дхъяна» - медитация), парадоксальных вопросов (что такое хлопок одной ладонью), телесных техник (боевые единоборства) и пр. Занятия земледельческим трудом, искусством (поэзия, живопись, каллиграфия) также считались возможным путем просветления.

В Тибете (с XII в.), Монголии и среди определенных групп населения распространился тантрический буддизм (ламаизм), в котором преобладает обрядовая и магическая сторона, интерес к «темной» стороне человеческой природы, таинственным символам, измененным состояниям сознания. Тантрический буддизм создал оригинальную мифологию, иконографию.

Буддизм выполнял в Китае и других странах АТР важнейшие социокультурные функции.

Прежде всего, буддизм создал систему ценностей, не имеющих ничего общего с ценностями повседневной жизни – здоровья, долголетия, семьи, богатства, высокого общественного положения. В начале своего распространения в Китае буддизм был горячей верой, когда ради достижения спасения люди были готовы бросить все и даже пожертвовать своей жизнью.

Буддизм создал новую форму социальной организации – монастырскую общину. Монахи выпадали из семейно-клановой организации китайского общества. В монастырь могли вступить не только мужчины, но и женщины и только там они могли иметь значение самостоятельной духовной личности. Буддийские монастыри выполняли не только религиозные функции, они были центрами образования, выполняли различные общественные работы – рыли колодцы, убирали улицы, содержали гостиницы, приюты для детей и стариков, больницы, давали деньги в долг. Буддисты взяли на себя заботы об умерших (погребальный обряд) и молились о спасении людей, не имеющих родственников.

Буддизм принес в страны АТР новые формы искусства – архитектуру (храмы (рис. 38), монументальную скульптуру (статуи Будды, святых и др. (рис. 39)), живопись (фрески на сюжеты из буддийской мифологии, лубок), литературу (философию и др. тексты буддийского канона).

Таким образом, буддизм выполнял в традиционных обществах Восточной Азии функцию интеграции людей за пределами семейно-клановой организации. Он дополнил местные учения (конфуцианство и даосизм) новыми ценностями и культурными образцами, образовав вместе с ними единую религиозно-культурную систему «Трех учений».

Рис. 40. Лицо лежащего Будды в храме Ват По.

Таиланд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: