Культура Древнего Египта

1. Открытие Древнего Египта наукой Нового времени

Как я уже говорил чуть выше, культурология – комплексная научная дисциплина, и конкретный вариант взаимодействия наук мы можем наблюдать, изучая древнейшие цивилизации. Египтология, точнее, культурологическая реконструкция Древнего Египта - ярчайший пример позитивного взаимодействия ученых.

Египет возник, как одинокое дерево в степи, вырос на девственной территории, в естественном ландшафте. У египтян не было предшественников. Египтяне создали свою оригинальную цивилизацию, ничего не заимствуя у других народов и никому не подражая. Они обладали обширнейшими знаниями, но не знали науки. Впервые они столкнулись с греческой наукой в 5 веке до нашей эры. В это время греческий историк и путешественник Геродот посетил Древний Египет. Он, в отличие от европейских ученых Нового времени, имел возможность увидеть Древний Египет еще в пору жизни, хотя накануне угасания. Свои воспоминания он записал в двух книгах. Затем Египет посетил еще один известный историк – Стробон. Вскоре после этого Египет умер. Исчез народ, был забыт язык. Древние каменные постройки, постепенно разрушались и уходили в песок. Территория Египта вошла в сферу мусульманского мира, и по этой причине он надолго исчез из поля зрения европейских ученых.

Вторая встреча науки с Египтом состоялась в самом конце XVIII века. У истоков научного исследования Египта стояли два человека. Император Наполеон и барон Денон. Наполеон решил создать новую империю на Востоке. Египет виделся ему дверью, за которой открывались чудеса и потенциальные возможности Востока, прежде всего, Индия. Наполеон высадился в Египте с армией, включающей 380000 солдат и офицеров, 2 июля 1798 года. Продвигаясь вглубь страны, его армия одерживала славные победы над войсками властителя Египта Мурада. Война была маневренной, не окопной. Колонны французов организованно двигались в нужном направлении. Но это движение часто напоминало путешествие в страну чудес – от загадочных пирамид к не менее таинственным храмам и обелискам. В целом поход оказался неудачным. Через полтора года Наполеон бросил армию и вернулся в Европу. Но благодаря нему произошло научное открытие Древнего Египта. Наполеон привез в Египет 175 ученых. Среди них оказался известный рисовальщик барон Виван Денон. Он завоевал Египет с помощью карандаша, сохранив для вечности многие утраченные в последствии древние памятники.

Фигура Денона весьма знаменательна для европейской культуры рубежа 18 - 19 веков. Аристократ и светский человек, дилетант во всех областях изящных искусств, всегда полный сарказма и остроумия, он вел блестящий, хотя и несколько легкомысленный образ жизни. Революция конфисковала его поместья, оставив без средств. Поначалу он влачил жалкое существование, но вскоре нашел применение своим талантам (одно из сфер его деятельности – создание альбома порнографических гравюр!) и по протекции красавицы Жозефины Богарне - жены Наполеона - стал участником египетского похода. И здесь Денон преобразился. Столкновение с египетскими древностями, реальные опасности военного похода, ответственность перед культурой и научный азарт первооткрывателя способствовали проявлению лучших черт личности барона. Будучи уже немолодым человеком – ему исполнилось 52 года, - не считаясь ни с опасностью, ни с лишениями, ни с трудностями, связанными с климатом, вызывая восторг солдат, Денон рисует и на остановках, и на марше, и в минуты редкого отдыха, и под огнем неприятеля. И не только грандиозные каменные сооружения были тщательно и реалистично (а именно эта манера делает рисунок научным фактом) запечатлены на бумаге - ничего не зная об иероглифах, Денон прекрасно их срисовал, сохранив все детали. Его рисунки стали драгоценным материалом для научных исследований. На основе этого материала был создан первый капитальный труд по египтологии – «Описание Египта» в 20 томах.

Но даже после его издания Египет оставался страной тайны, "страной чудес". То, что было найдено и издано представляло по большому счету лишь материал для исследования. Древний Египет нужно было не только «открыть», но и понять, написав его историю. И это было бы вряд ли осуществимо, если бы не одно счастливое для науки обстоятельство: весь Египет был буквально испещрен иероглифами – храмы, саркофаги, стелы, статуи божеств, сосуды, письменные приборы, трости и проч. сохранившиеся предметы были изрисованы. К ним следует добавить еще многочисленные папирусы. Египет прожил долго, а египтяне любили писать! О масштабе росписей говорит следующая цитата: «Тот, кто пожелал бы скопировать надписи на храме Эдфу, даже если бы трудился с утра до вечера, не управился бы с этим и в двадцать лет». Но чтобы Египет заговорил и рассказал о себе, иероглифы необходимо было прочесть, фактически расшифровать.

И эту задачу выполнил один из самых значительных гениев европейской науки французский египтолог Франсуа Шампольон. Некоторым может показаться, что данная характеристика для человека, который всего лишь нашел закономерности египетской письменности, слишком преувеличена. Но для объективной оценки нужно представлять себе те трудности, которые Шампольону пришлось преодолеть. Дело в том, что древних египтян уже не существовало, их язык был полностью забыт, о чем они писали - неизвестно. Кроме того, нужно было еще догадаться, что система древнеегипетских иероглифов изменялась, и уловить направление и закономерности этого изменения. Но на камнях это все предстало как единый непонятный текст, который в последствии будет назван с долей черного юмора «книгой мертвых».

Биография Шампольона весьма интересна, некоторые ее эпизоды уместно привести, ибо они открывают нам весьма характерные черты культуры Франции первой половины XIX века.

Когда Шампольону было 16 лет, череповед Галль, только взглянув, называл его гениальным лингвистом. Правда, к тому времени он уже знал 8 языков, и по каким-то неизвестным нам каналам эти сведения могли дойти до названного выше предсказателя по черепам. Уже обстоятельства рождения его были весьма необычны. В 1780 году его отец вызвал к парализованной жене колдуна, который не только за один сеанс ванны из чудодейственных трав поставил ее на ноги, но и предсказал рождение сына, который завоюет всемирную известность. Шампольон родился с кожей египтянина. Вообще, как выяснится в последствии, он был удивительно похож на египтянина. В 5 лет он самостоятельно научился читать, сравнивая выученное наизусть с прочитанным. В двенадцать лет он написал свою первую книгу – «История знаменитых собак». Все, что он изучал, было так или иначе связано с египтологией. Еще в школе он уверенно заявил: «Я прочту иероглифы». В 17 лет он пишет книгу «Египет при фараонах» и становится академиком в Гренобле, в городе, в котором прошли годы его учебы. Но к главному своему делу он все еще не приступает. Лишь после знаменательной встречи с Наполеоном, состоявшейся в 1814 году, ученый вплотную приступил к расшифровке иероглифов. Возможности для осуществления этого грандиозного плана уже существовали, благодаря археологическому открытию «Розеттского камня».

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ, базальтовая плита с параллельным текстом 196 до н. э. на греческом и древнеегипетском (демотическим и иероглифическим письмом) языках. Найдена близ г. Розетта (ныне г. Рашид в Египете) в 1799. Дешифровка Ф. Шампольоном иероглифического текста розеттского камня положила начало чтению древнеегипетских иероглифов.

О "Розеттском камне" знали все египтологи того времени. Почему же так трудно было расшифровать этот «параллельный» текст? Во-первых, язык, на котором говорили египтяне, был неизвестным. Правда, пытались подобрать известные языки к иероглифам, один англичанин вполне серьезно предлагал китайский, но эти попытки не имели успеха. Во-вторых, существенно мешал авторитет греческого ученого Гераполлона (IV н.э.), считавшего, что иероглифы принадлежат к рисуночному письму. В-третьих, ученые не учитывали элемент совершенствования системы иероглифов от первоначальной примитивной символики, когда знак обозначал слова, до обозначения с помощью знаков букв и слогов. В результате, вплоть до Шампольона, египетские тексты переводили как угодно. В них видели фрагменты Библии, каббалистические знаки и проч. Шампольон догадался, что ближайший египетскому языку – коптский. Он создал словарь и грамматику этого языка. Он отказался следовать авторитетному мнению Гераполлона, и, наконец, отверг практику интерпретации отдельных текстов. Он разобрался во всей системе иероглифического письма. И смог по розеттскому камню найти ключ к расшифровке и прочесть «книгу мертвых».

В XIX и XX веках интенсивное исследование культуры Древнего Египта было продолжено. Виднейшие археологи, прославившиеся на этой стези, - выдающийся собиратель, коллекционер Банцони; сэр Питри, поставивший перед собой цель просеять весь песок Египта, дабы обнаружить все памятники и их расположения; великий классификатор Рихард Лепсиус; создатель самого большого музея египетских древностей Огюст Мариэтт; Говард Картер, открывший могилу Тутанхамона.

Огромный труд ученых позволил наконец-таки увидеть историю Египта как единое целое, расположить все найденные памятники в хронологическом порядке. Для лучшего понимания культурологических проблем приведем общую схему египетской истории.

(Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: