Основные элементы египетской культуры

Первый и главный элемент, который определил все остальные, связан с организацией государства. Именно государство смогло собрать огромные ресурсы и создать величественное здание египетской культуры. Египетское государство, согласно классификации Гегеля, относится к восточному типу. Суть типологии – отношение к свободе. Восточный тип государства полагает, что по-настоящему свободным является лишь царь. А все остальные - рабы.

Египет знаменит, прежде всего, своими пирамидами. Одну из них, самую большую, пирамиду Хеопса называют «чудом света». Количество пирамид огромно. Идея пирамиды четче всего проявляется в связи с основным египетским религиозным мифом. В царстве бессмертия может существовать лишь тот, кого снабдили всем необходимым для существования. Главным элементов в ряду этих необходимостей является тело. Тело нужно, во что бы то ни стало, сохранить. Душа умершего «Ба» (дух-хранитель) и олицетворение жизненных сил «Ка» так же нуждались в заботе. «Ба», чтобы не заблудилась в царстве мертвых, снабжалась всякого рода магическими словами, знаками. "Ка" нуждалось в питании. Пирамида способствовала тому, чтобы с умершим все было в порядке. Она навечно должна была сохранить мумию фараона. На ее стенах были написаны заклинания для его "Ба". Она была складом для многих вещей, необходимых для «Ка», продуктов вполне реальных, а также изображенных на стенах.

Другой, менее прозаический ответ дает нам культурологическая морфология. Она сопоставляет все известные нам цивилизации, располагая их в одной плоскости, с аналогичными периодами подъема и упадка, как будто они существовали в один и тот же отрезок времени. Вывод из сопоставления цивилизаций частично проливает свет на тайну пирамид. Оказалось, что пробуждение души народа всегда сопровождается стремлением к созданию монументальных, штурмующих небо сооружений. Дело, в случае с египетскими пирамидами, было сделано действительно грандиозное. Например, строители пирамиды Хеопса с помощью одной лишь людской силы и катков переправили через Нил и поставили друг на друга 2300 000 каменных блока.

Но даже приведенные выше объяснения не могут быть признаны исчерпывающими. Самое красивое, образное, метафорическое определение пирамид - «геометрия в камне», также не может быть проигнорировано, ибо, как мы знаем из других источников, жизнь египтян была строго регламентирована потребностями специфического земледелия в условиях разливающегося Нила. Египтянин должен был любить строгий порядок, ибо, если природная закономерность давала осечку, например, Нил не разливался в положенное время, в стране мог наступить голод. Пирамида же воплощала высшую упорядоченность космоса в качестве предмета эстетического созерцания.

Однако, признавая действия математического фактора в качестве одного из реальных побудительных мотивов строителей пирамиды, мы не должны трактовать ее идею в духе цифровой мистики. Эту возможность для мистико-фантастических толкований идеи пирамиды дает ее измерение малыми величинами. Большую пирамиду Хеопса, основываясь на цифровой мистике, нередко называют Библией в камне. Из плана этой пирамиды, расположения ее ворот, ходов, залов и погребальных камер сумели высчитать всю историю человечества. Один из исследователей предсказал на основе этой истории, что в 1913 году начнется мировая война. Легковерные отметили, что он ошибся только на один год. Данные построения, по сути, развивают основную идею – многоумные египтяне зашифровали свои знания в пропорциях большой пирамиды. Люди, которые расшифровывают древнеегипетские знания, как-то не отдают себе отчета, что мера длины у египтян была другая.

Теперь поставим вопрос иначе – зачем им нужно было так «трудоемко шифровать». Ведь затраты на ее возведение были огромны. Каждая из четырех сторон пирамиды Хеопса имела в длину более 230 метров. Высота ее достигла 146 метров. Общая кубатура этого строения, сложенного из камней и известняка, достигает 2 521 000 кубических метров. Оно занимает площадь почти в 54 3000 квадратных метров.

Люди, занимающиеся цифровой магией, не должны упускать и следующее весьма существенное обстоятельство: пирамида со времен Хеопса изменила свои размеры – время уничтожило облицовку и проч.

Колоссы Мемнона – две огромные, сделанные из песчаника статуи царя Аменофиса III. Упоминание о них мы находим у Геродота. Остатки этих скульптур обнаружил археолог Флиндерс Питри. Эти статуи Колоссами Мемнона назвали древние греки. Греческая легенда гласит: когда Эос, богиня утренней зари, появлялась на горизонте, ее сын Мемнон начинает стонать и жаловаться, и звуки его голоса, в котором не было ничего человеческого, до глубины души волновали всех, кому приходилось их услышать. Об этом сообщили Геродот и Стробон. Много лет спустя, в 130 году до н.э., жалобу Мемнона захотели послушать римский император Адриан и его супруга Сабина; звуки, которые они услышали потрясли их до глубины души. Впоследствии Септимий Север приказал восстановить верхнюю часть статуй с помощью плит из песчаника, и тогда звук пропал. До сих пор не найдено достаточно ясного научного объяснения этого явления, хотя о былом его существовании не приходится сомневаться.

Флиндерс Питри нашел только руины статуй. Он предположил, что каждая статуя была не менее двенадцати метров в вышину, ведь сохранившийся средний палец руки южного колосса, имел длину 1 м. 38 см.

Это все были "чудеса". А вот изобретение письменности – универсального средства хранение информации - вещь важнейшая для развития цивилизации. Также необходимо отметить тот факт, что египтяне создали наиболее точный календарь, были прекрасными моряками и строителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: