История Египта

Египет – страна речной культуры. Вслед за возникновением первых политических объединений в дельте Нила возникло Северное царство, а между Мемфисом (Каир) и первым нильским порогом – Южное царство. С объединением этих двух царств, состоявшимся примерно около 2900 года до н. э. при царе Менесе (Мине) – основателе первой общеегипетской династии - и начинается, собственно, история Египта. Для большего удобства обзора многочисленные последующие династии объединены в большие группы, которые дали название царств. Что же касается дат, то они и поныне не отличаются особой точностью, поэтому при датировке начального периода истории Египта не исключены ошибки и расхождения иной раз в сто и более лет.

Периодизация истории Египта, предложенная немецким египтологом Шнейдорфом.

Древнее царство (2900 – 2270 до н. э.) – эпоха правления I – VI династий. Это время появления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизэ, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), принадлежащих к IV династии.

Первый переходный период (2270-2100) начинается после катастрофического распада Древнего царства (в Мемфисе еще сохраняется призрачное царство) и, быть может, является переходным этапом к своего рода феодализму. За это время сменилось четыре династии, с 7 – 10, и около тридцати царей.

Среднее царство (2100-1700) было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период – время царствования 11-13 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, время правления четырех властителей, носивших имя Аменемхет, и трех – по имени Сесострис (Сенусерт), период создания многих выдающихся произведений зодчества.

Второй переходный период (1700-1555) проходит под знаком господства гиксосов; это время царствования 14-16 династий. Кочевые племена гиксосов (царей-пастухов) вторгаются в пределы Египта, покоряют его и удерживают в своих руках на протяжении целого столетия, до тех пор, пока их не изгоняют правители Фив (17 династия). Прежде считали, что изгнание гиксосов послужило основой для библейского сказания об исходе детей Израиля из Египта. Теперь эта гипотеза признана неверной, хотя вопрос окончательно не решен.

Новое царство (1555-1090) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха «цезаристских» фараонов 18-20 династий. Завоевания Тутмеса III проводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания. Аменофис (Аменхотеп) III устанавливает связь с царями Вавилона и Ассирии. Его преемник Аменофис IV (его женой была Нефертити) был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амона он ввел культ солнца – Атона – и с того времени начал именовать себя Эхнатоном. Он основал в песках пустыни новую столицу – на смену Фивам пришла Телль-Амарна. Но новая религия не пережила своего основателя – она погибла во время гражданских войн. При зяте Аменофиса – Тутанхамоне – царская резиденция была вновь перенесена в Фивы.

Но своего высшего политического расцвета Египет достиг при царях 19 династии. Рамзес II, позднее прозванный Великим, царствовал 36 лет. Памятниками его могущества являются, воздвигнутые им монументальные, вернее колоссальные строения в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.

После его смерти наступает период анархии. Рамзес III, царствование которого продолжалось 21 год, вновь устанавливает в стране мир, покой и порядок. Затем Египет подпадает под власть жрецов Амона.

Третий переходный период (1090-712 годы до н.э.) – период успехов и неудач, подъема и упадка. Из царей 21-24 династий интересен покоритель Иерусалима Шешонк I, разграбивший храм Соломона. При 24 династии весь Египет временно подпал под власть эфиопов.

Позднее время (712-525). При 25 династии Египет был завоеван ассирийцами под предводительством Асархаддона. Царям 26 династии удалось еще раз объединить Египет (но без Эфиопии). Связь с Грецией оживила торговые отношения и культуру. Последний из царей этой династии - Саметих III - был побежден персидским царем Камбизом у Пелузия; Египет превращается в персидскую провинцию. На этом в 525 году до н. э. история самостоятельного египетского царства заканчивается.

Персидское господство (525 – 332 г. до н. э.) было утверждено при Камбизе, Дарии I, Гистаспе и Ксерксе I; при Дарии II оно переходит в упадок. Египетская культура в этот период живет традицией, страна становится добычей более сильных народов.

Греко-римское господство (332 год до н. э. – 638 год н. э.) начинается в 332 году, когда Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию, которая стала центром эллинистической культуры. Держава Александра распадается. При Птолемее III Египет вновь обретает политическую самостоятельность. Последующие два века вплоть до Рождества Христова заполнены династическими распрями Птолемеев. Египет все более подпадает под влияние Рима. При поздних цезарях сохраняется лишь видимая независимость египетского государства, в действительности же Египет становится римской провинцией, эксплуатируемой колонией, житницей Римской империи.

Христианство рано получило распространение в Египте. Но с 640 года н. э. Египет попадает в полную зависимость от исламской арабской державы, позднее – под власть Османской империи.

(Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: