Тема 7. Культура Византии

Историко-культурные предпосылки возникновения: разделение Священной Римской империи; Константинополь – «Второй Рим»; греко-римская природа византийской культуры, влияние ближневосточных культур, воздействие раннехристианских идей. Концепция императорской власти (объединение светского и духовного начала) и византийское право (кодификация Юстиниана). Типологические особенности культуры Византии: языковая и конфессиональная общность, сохранение культурного наследия Античности, устойчивая государственность.

Проблема взаимодействия греческой традиции и христианской ортодоксии: параллели и пересечения. Бинарность культурного менталитета. Неоплатонизм (Прокл Диадох, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Патристика (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). Ортодоксальное богословие (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит). Иконоборчество и иконопочитание. Первые религиозные сомнения и зарождение рационализма в трудах Михаила Псела и Иоанна Итала. Сложение концепции линейного времени, развивающегося от сотворения мира до бесконечности в направлении к человеческому совершенству. Представление о мироздании в антиохийской (Диодор Таррский, Ефрем Сирин) и каппадокийско-александрийской (Василий Великий, Георгий Писида) школах. Система образования в Византии: классическое и богословское.

Две линии в византийской эстетике: античный сенсуализм и христианский спиритуализм. Смена эстетической парадигмы: переосмысление античных воззрений о сути прекрасного в духе христианской идеологии. Храм Святой Софии как синтез античного и христианского начал. Проявление в храме Святой Софии основных категорий византийской эстетики: прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ.

Основные виды искусства: архитектура, живопись (мозаика, фреска, икона), плоский рельеф. Расцвет прикладного искусства и книжной миниатюры. Сложение нового стиля в архитектуре и живописи. Оформление иконографического канона. Важнейшие особенности византийского искусства: возвышенная духовность, монументальность, традиционализм, каноничность, пластичность, чистота и строгость линий, благородство колорита.

Культура Византии как историческая граница между Западом и Востоком. Культурно-историческое значение миссии Кирилла и Мефодия. Взаимовлияние западноевропейской и византийской культур.

Вопросы для самоконтроля

1. Типологические особенности культуры Византии.

2. Иконоборчество и иконопочитание.

3. Храм Святой Софии как синтез античного и христианского начал.

4. Культурно-историческое значение миссии Кирилла и Мефодия.

5. Византийский гуманизм.

Основная литература: (1, 3).

Дополнительная литература: (24–26).

Тема 8. Культура западноевропейского Средневековья

География и хронология эпохи Средневековья. Культура западноевропейского Средневековья как синтез трех культур: христианской, варварской, античной. Христианский теоцентризм. Средневековая картина мира. Эсхатологичность мышления. Католическая религия. Власть: Папа, король, князь. «Священная Римская Империя». Особенности культуры средневековых социальных слоев: духовенства, рыцарства, горожан, крестьян. Сословные нравственные идеалы и формы поведения. Характерные проявления культур Средневековья: город, университет, монастырь. Монашество как образ жизни по Евангелию. Бинарность средневековой культуры (культура «высокая» и народная). Монастыри – центры сохранения «высокой культуры». Монашеские и рыцарские ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, тамплиеры и др.). Ереси. Схоластика. Религиозные деятели Средневековья (Августин, Боэций, Пьер Абеляр, Фома Аквинат, Роджер Бэкон, Беда Достопочтенный). Каролингское «возрождение». Искусство Средних веков. Романский стиль – соединение духовного и утилитарного. Готический стиль – экзальтированность Высокого Средневековья. Символика храма как яркое выражение символичности всей средневековой культуры. Мифологический и героический эпосы. Светская культура. Куртуазный и рыцарский романы. Народная культура. Поэзия вагантов. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Карнавал и его сущность.

Влияние ислама на западноевропейскую средневековую культуру. Значение Средневековья для последующего развития европейской культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль христианства в культуре средневековой Европы?

2. Может ли христианство быть культурой? Объясните.

3. Перечислите основные заповеди христианства. Где они отражены?

4. Каким средневековый человек представлял окружающий мир?

5. В чем сущность средневекового теоцентризма?

6. Укажите оставшиеся элементы античной и варварской культур в культуре Средневековья?

7. Кто такой монах? Что такое монастырь, церковь, икона?

8. Назовите известные вам монашеские ордена.

9. Какую цель преследовали крестовые походы?

10. Какие средневековые празднества Вы знаете? В чем их сущность?

11. Какую роль сыграли трубадуры, труверы, миннезингеры в развитии музыкальной культуры?

12. Чем замечательна «школа Нотр-Дам»?

13. Кто такой рыцарь? Назовите основные элементы рыцарской культуры.

14. Укажите основные направления средневекового искусства.

15. Назовите отличия между романским и готическим храмами.

16. Как оценивали религиозные деятели место искусства в духовной жизни человека?

Основная литература: (1, 12).

Дополнительная литература: (27–33).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: