Периоды в развитии культурно-исторического типа

Н.Я.Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа:

1. этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития;

2. государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном, в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития;

3. период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества, это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу;

4. период естественного конца культуры, имеющий две формы, апатия самодовольства — окостенение, одряхление культуры, когда, завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния — обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.

Длительность цикла составляет 1500 лет и делится он на четыре периода. Первый — этнографический — занимает 1000 лет. В этот период племена, рассеянные на обширном пространстве, вступая друг с другом в хозяйственные, брачные, военные отношения, постепенно перемешиваются, так что сильные и творческие этносы еще более усиливаются и обогащаются творческими способностями за счет слабых и малочисленных. В результате этногенетических процессов выделяется небольшое число сильных, хорошо адаптированных этносов, у которых сформировался благоприятный для культурного творчества психический склад. Каждый из таких этносов приступает к творчеству, создав предварительно государственность.

Создание государства — нелегкое дело и занимает оно около четырехсот лет. Функции государства — объединить народ политически, духовно и оградить занимаемую им территорию от внешних посягательств. Данилевский замечает, что если в этнографический период связи между этносами устанавливаются свободно путем скрещивания и перемешивания, обусловленных биологическими причинами, и нет нужды в строго охраняемых границах, то с наступлением этнической зрелости создание государства становится жизненно необходимым. Государство призвано помогать самобытному творчеству и пресекать возможные отклонения от исторически предназначенного пути. Проникновение элементов чужих культур может вызвать болезненное брожение в народе. Оно ослабляет его жизненные силы, которые должны расходоваться на «отторжение» чужеродных элементов. Поэтому государство защищает не только территорию, но и «душу» народа.

Когда государственность окрепла, культура вступает в творческий, цивилизационный период. Он длится 100-150 лет. За это время накопленная в течение веков «культурородная» энергия обнаруживает себя в мощном творческом порыве, выливаясь в стройные формы религиозных и философских систем, архитектуры, скульптуры, политических учреждений, нравственности, хозяйственно-культурных укладов. В творчестве культура быстро истощает свои силы и приходит к естественному концу, погибая либо от «апатии отчаяния», вызванного сознанием несовершенства всех человеческих деяний, либо от «апатии самодовольства», когда культура как бы окостеневает, умирает заживо, превращаясь в жесткую, лишенную душевного огня форму. Первое произошло, по мнению Данилевского, с древними эллинами, второе — с китайцами и египтянами.

Увлекаясь биологическими аналогиями, Данилевский уподобляет культуры тем «многолетним одноплодным растениям, которые живут много лет, а цветут и плодоносят только раз в жизни». Плодоношение истощает раз и навсегда их жизненную силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: