И место в духовном мире человека

С.А. Ермаков, Е.В. Ермакова,

И.А. Белая

Ф И Л О С О Ф И Я

Курс лекций в конспективном изложении

Лекция 1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

И МЕСТО В ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Что такое философия?

2. Истоки философской мысли

3. Роль философии в жизни человека

1. Согласно легенде первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор[1]. Легенда гласит, что некто Леонт спросил Пифагора, кто он такой. Пифагор ответил, что у него нет определенной профессии, он – философ. «Философ?! – удивленно переспросил Леонт, – а что это такое?» Пифагор подумал и сказал: «Жизнь подобна Олимпийским играм. Одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а третьи, самые счастливые, – смотреть. Вот эти, последние, и есть философы».

Что же означает слово «философия»? В переводе с греческого «философия» – это любовь к мудрости. Конечно, определить значение слова – это уже сделать серьезный шаг к пониманию того, что есть философия. Но это лишь первый шаг, предполагающий следующий: выяснение смысла философии.

Все многообразие суждений о том, что есть философия, можно свести к двум основным подходам.

Первый восходит к древнегреческому мыслителю Платону. Согласно ему, философия призвана укреплять и освобождать душу человека, выявляя обманчивость зрения, слуха и других чувств. Философия помогает понять действительную сущность вещей.

В русле этого подхода высказывались многие другие мыслители. Так, например, Ф. Аквинский считал, что философия есть знание истины, причем, конечной истины[2].

Всех этих мыслителей объединяет одно общее в понимании философии: она рассматривается как форма, вбирающая в себя все богатство знаний и помогающая человеку понять тот мир, в котором он живет. Такое понимание вполне правомерно. Однако нельзя не заметить, что в данном случае философия предстает как нечто «внешнее» по отношению к отдельному человеку. Есть отдельный человек, но есть и философия как система знаний, способ постижения истины. Только приобщаясь к философии, человек начинает понимать подлинную сущность вещей. При этом не каждый человек может стать философом, а только тот, кто постигает премудрости философского знания.

Второй подход к пониманию философии связан прежде всего с именем английского мыслителя Томаса Гоббса. Согласно ему, философия есть скорее естественный человеческий разум, ибо «каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах»[3].

Сходную позицию отстаивал русский философ П.Л. Лавров. Он писал: «Философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени неразделенное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове...»[4].

С новой силой об этом напомнил М.Хайдеггер. Он исходил из того, что философия касается каждого. Философия, по Хайдеггеру, есть философствование. Философствование есть выговаривание. «Философия – последнее выговаривание и последний спор человека»[5].

Ценность второго подхода заключается в том, что он фиксирует внимание на неразрывности человека и философии. Философия присуща человеку. Есть человек значит есть философ. Поэтому бессмысленно уходить от философии. Человек прирожден быть философом.

В этом подходе хорошо прослеживается гуманистический пафос философии. Философия есть не только порождение человека, но она и неразрывно связана с человеком, нерасторжимо слита с ним.

Какой из названных подходов следует предпочесть? Думается, что данные подходы не исключают, а дополняют друг друга. В то время, когда один из них указывает на генетическую связь философии и человека, другой обращает внимание на особенность философии как формы постижения мира.

Да, философия, по меткому замечанию М. Мамардашвили, есть явленное сознание, есть сознание вслух[6]. Но в то же время она является учением об отношении человека к миру. Философия помогает понять наиболее общие закономерности человеческой жизни и мира в целом, дойти до предельных оснований бытия.

Названные подходы лишь раскрывают грани философии. Обобщенным определением философии могло стать такое ее понимание: философия есть осознание человеком самого себя и мира в целом.

2. Если мы хотим разобраться в вопросе о том, что есть философия, дойти до её истоков, то мы должны понять, что есть человек.

Немецкий философ К. Ясперс полагал, что первоистоки всякого философствования лежат в самом человеке.

Что же побуждает людей к философским размышлениям? Первым толчком к этому послужило удивление. На это обратил особое внимание Аристотель. Он писал: «... теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном...»[7].

Кроме удивления, К.Ясперс назвал еще три момента: сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.

Сомнение – путь к размышлению. Вечный вопрос: быть или не быть? – заставляет человека рассмотреть все «за» и «против» прежде, чем принять решение. Но этот анализ ситуации уже выводит на философскую стезю.

Сознание потерянности вынуждает человека осознать свою покинутость, одиночество, безысходность ситуации. «Ну почему все отвернулись от меня?» – один этот вопрос бросает человека в водоворот философских рассуждений.

Коммуникация – как осознание своей причастности к группе людей, взаимодействия с ней. Коммуникация питает мысли человека, вынуждает постоянно реагировать на возникающие ситуации.

Безусловно, названные моменты подталкивают человека к философским размышлениям. Но глубина их во многом обусловлена жизненным опытом человека и уровнем его знаний.

Последний момент имеет существенное значение. В качестве примера возьмем Древнюю Грецию. Период расцвета эллинской культуры дал миру много ярких имен. Достаточно вспомнить Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Протагора, Продика, Антифонта, Сократа, Диогена, Платона, Аристотеля, чтобы почувствовать влияние культуры на характер и уровень философствования. И это только древняя Греция. А если обратиться к эпохе Возрождения, веку Просвещения – сколько блистательных имен! Знание расширяет границы представлений, давая пищу для размышлений.

Таким образом, сказанное позволяет утвердиться в мысли, что первоистоки философствования коренятся в самом человеке, своеобразии его жизни. Философия есть порождение человека. Она шла и продолжает идти с ним рука об руку. Покуда жив человек, он будет размышлять, а значит находиться в поле притяжения философии.

3. Философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.

Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию. Любое философское учение очерчивает круг представлений, которые наиболее важны человеку. Через призму этих представлений человек смотрит на мир. Так философия помогает человеку осознать свое место в мире, свое отношение к миру.

Во-вторых, она выполняет познавательную функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. Теория познания в философии называется гносеологией.

Но было бы неверным полагать, что философия знает все. Философия не есть конечное знание всего, раз и навсегда обретенная мудрость. Философия – это любовь к мудрости, это восхождение к мудрости. Этот путь бесконечен.

Скажем, сегодня много говорят о виртуальной реальности. «Виртуальный» означает «возможный», «мнимый мир, ставший реальностью». О виртуальной реальности заговорили во весь голос в связи с развитием компьютерной техники. Не было компьютеров, и виртуальная реальность не была предметом широкого рассмотрения. Прорыв в науке заставил философов обратиться к новой проблеме. Философская мысль встала на путь постижения виртуальной реальности. Завтрашний день принесет новые вопросы, и философия попытается предложить свои ответы на них.

Во-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Философское учение дает свое видение мира, предлагает свой подход к решению различных проблем. Философия есть способ постижения мира.

В-четвертых, философия выполняет информационную функцию. Философия является не только средством передачи и формой сохранения информации, но и способом ее создания и получения. Новое философское учение есть новая информация. Поэтому можно сказать, что философия – это форма существования информации.

В-пятых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть ход развития событий, предложить варианты решения проблем. Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое. Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.

В-шестых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ»[8].

Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»[9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: