На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами, если ǀEd1ǀ > | Ed2 ǀ, то P1 < Р2. Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.
Р1/Р2 = (1 - 1/4) / (1 - 1/2) = (3/4) / (1/2) = 1,5.
Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.
[1] Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. –Т.2 – С. 151-182.
[2] MR = d(TR)/dQ = d(PQ)/dQ.
Поскольку P = f(Q), то можно записать
MR = d(PQ)/dQ = P(dQ/dQ) + Q(dP/dQ) = P + Q(dP/dQ).
Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле
E = Q'(P)*(P/Q(P) = (dQ/dP)*P/Q или (dQ/dP) – Ed:(P/Q) = (EdQ)/P; dP/dQ = P/EdQ)
Подставим полученное выражение в уравнение предельного дохода
MR =Р + Q(dP/dQ) =Р + Q(P/(EdQ)) = Р + P/Ed = P(1 + 1/Ed)
[3] Более подробно см.: Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Дело, 2001. - С. 381-382.
[4] Друкер П. Эффективное управление. - М: Гранд, 1998. - С. 57.