Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.
Примерами естественных монополий в России могут служить компании:
- ОАО «Газпром»,
- ОАО РАО «ЕЭС России»,
- ОАО «Российские железные дороги».
Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно.
«Когда производство целиком сосредоточено в руках одного лица или одной компании, возникающие при этом суммарные издержки обычно меньше, чем при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множеством сравнительно мелких конкурирующих производителей»[1].
Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.
|
|
Патент на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении, также может служить причиной монополизации рынка.
В России максимальный срок охраны изобретения составляет 20 лет, а промышленных образцов - 10 лет.
Классическими примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Томаса Эдисона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) или компания Xerox (она занимала более 75% рынка копировального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг.).