Естественные монополии

Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Примерами естественных монополий в России могут слу­жить компании:

- ОАО «Газпром»,

- ОАО РАО «ЕЭС России»,

- ОАО «Российские железные дороги».

Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно.

«Когда производство целиком сосредоточено в руках одно­го лица или одной компании, возникающие при этом суммарные издержки обычно меньше, чем при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множест­вом сравнительно мелких конкурирующих производителей»[1].

Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географиче­ской области, а взамен соглашаются подчиняться государст­венному контролю и регулированию, направленному на защи­ту прав потребителей от злоупотребления монопольной (ры­ночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

Патент на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении, также может служить при­чиной монополизации рынка.

В России максимальный срок охраны изобретения состав­ляет 20 лет, а промышленных образцов - 10 лет.

Классическими примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Томаса Эдисона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) или компания Xerox (она занимала более 75% рынка копиро­вального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: