Методы изучения и оценки социально–психологических явлений в группах

Конфликты в организации непосредственно связаны с социально–психологическими явлениями в группах: лидерство, микрогруппы, стили управления, морально–психологический климат и другие. Знание данных явлений является необходимым условием успешного управления конфликтами в организации. К основным методам изучения этих явлений относятся: наблюдение, опрос, тестирование, фокус–группы и социометрический метод.

Что касается первых трех из обозначенных выше методов, то их описание дано нами выше. Здесь мы укажем лишь на некоторые существенные отличия, связанные с целевыми задачами. Первое отличие касается содержания информации, которую мы планируем получить. Если при изучении личности для нас важно выявить тип конфликтной личности или другие ее характеристики, которые могут проявить себя в конфликте, то при изучении социально–психологических явлений в группах нас будут интересовать вопросы поведения личности в группе и социально–психологические факторы конфликта. Следовательно, наблюдение и опрос в данном случае будут всегда носить групповой характер, иначе говоря, объектом наблюдения или опроса перед нами будет выступать группа.

Второе отличие методов наблюдения и опроса в ходе изучения социально–психологических явлений в группах будет состоять в специфике некоторых форм и технологий. Так, например, руководитель может эффективно использовать для самооценки стиля управления тестирование. Не менее эффективной в практике работы руководителя по изучению социально–психологических явлений в организации могут быть групповые беседы с коллективами отдельных подразделений, экспертные опросы компетентных должностных лиц по изучаемым вопросам и другие.

Особое место в изучении групповых явлений занимает метод фокус–группы. Фокус–группа – это групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников «субъективной информации» по восприятию ими различных объектов или ситуаций (фокус – концентрация внимания на определенной теме). Состав фокус–группы:

• Модератор (руководитель дискуссии, исследователь).

• Ассистент модератора (технический помощник модератора, в задачи которого входит подготовка помещения и технических средств, контроль за аппаратурой, текущее реферирование дискуссии).

• Участники (8–10 человек, минимальное число участников может быть б человек).

Целями фокус–группы могут быть:

• Выявить мотивы, установки и ценности реальных или потенциальных субъектов конфликта.

• Выявить разногласия по определенным вопросам в коллективе.

• Получить общую информацию о положении дел в коллективе его сплоченности, целеустремленности и т.д.

Проведение фокус–группы требует тщательной подготовки модератора, в роли которого может выступать сам руководитель. Лучше, когда модератором является лицо, незнакомое составу группы и имеющее специальную теоретическую подготовку и практические навыки. Прежде всего, следует определить цели исследования, сформулировать задачи и разработать план дискуссии. Не менее важным является подбор участников фокус–группы. Ими могут стать компетентные сотрудники по тем или иным вопросам. Это могут быть лидеры мнений. Особой тщательности требует интерпретация вербальной информации, полученной в ходе дискуссии, которая, как правило, является многозначной и эмоционально окрашенной. При анализе такой информации важно придерживаться следующих принципов:

• Видение и интерпретацию действий и мнений, высказываемых в фокус–группе, осуществлять с позиции респондентов.

• Детально описывать атмосферу фокус–группы и отмечать паузы и наиболее сильные эмоциональные реакции.

• Результаты учитывать в динамике.

• Проводить различия между важными и интересными темами для респондентов.

• Сравнивать поведение участников групп для выявления повторяющихся и устойчивых моделей и реакций на конкретные вопросы.

Социометрический метод, основоположником которого является американский социальный психолог Дж. Морено, широко используется для оценки структуры межличностных отношений в малых группах путем выбора членами группы партнеров по совместной работе, учебе, отдыху и т.д. Суть метода заключается в том, что в заданной исследователем конкретной ситуации фиксируется установка испытуемого на взаимодействие или отказ от взаимодействия с другими членами группы. Процедура поведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев (вопросы, задающие респонденту ситуацию выбора), определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометрических измерений.

В качестве примера применения социометрического метода приведем описание процедуры социометрической оценки взаимоотношений в коллективе. Членам коллектива раздаются листочки, на которых они в правом верхнем углу пишут свою фамилию, а с левой стороны под номерами 1, 2, 3 указывают, с кем из своих товарищей они предпочитают работать, поехать в командировку, отдыхать и т. д. Очередность написания фамилий должна соответствовать предпочтительности выбора. С правой стороны – с кем, наоборот, не хотели бы быть рядом.

Обработка и оценка результатов. Все листочки надо разложить по алфавиту согласно фамилиям заполнивших их. Результаты опроса из каждого листочка занести в матрицу (см. матрицу 1). Взаимный выбор обозначить особо, взяв в скобки или обведя кружком. Для выявления микрогрупп и изучения межличностных отношений заполняют вторую матрицу (см. матрицу 2). Ее строят на материале первой. Порядок ее составления следующий. верхнего левого угла в правый нижний проводят диагональ, перечеркивая расположенные по этой линии клетки квадрата. Из первой матрицы выбирают любого члена коллектива, имеющего взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Его порядковый номер и фамилию записывают во вторую строку. Этот же номер заносят сверху во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак (+). Следующий член группы, находящийся во взаимном выборе с записанным первым, помещается в третью строку с сохранением своего номера из первой матрицы. Его номер ставят в третью колонку. Знак (+) проставляют в соответствующую клетку. Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаимных выборов у всех, кого заносят в последующую строку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц со взаимным выбором. Того, кто не имеет взаимного выбора, записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из 2–5 человек.

Матрица 1

Фамилия                        
  Аралин                 (+) (+) (+)
  Ботов       (+) +     (+)      
  Волков         (+)   (+)   (+)      
  Громов   (+)         (+) (+)      
  Демин +   (+)       (+)        
  Жилов       +         +   +  
  Зайцев     (+)   (+)   +        
  Котов (+)   (+)           (+)  
  Левин     (+) (+)           (+)  
  Мишин (+)           (+)     +  
  Новиков (+)     +     +        
  Панин (+) +               +  
Кол–во положительных выборов                      
Кол–во взаимных выборов                      
Кол–во отрицательных выборов                

Матрица 2

Фамилия                      
  Арапин X (+) (+) (+)              
  Мишин (+) X                  
  Новиков (+)   X                
  Панин (+)     X              
  Ботов         X (+) (+)        
  Громов         (+) X (+)       (+)
  Котов   (+)     (+) (+) X        
  Волков               X (+) (+) (+)
  Демин               (+) X (+)  
  Зайцев     (+)     (+)   (+) (+) X  
  Левин               (+)     X
  Жилов     +     +         +

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: