Изучение состояния произносительной стороны речи

Основные (ключевые) понятия: звукопроизношение, замена звука, смешение звуков, пропуск звука, искажение звука, дефект произношения антропофонический, дефект произношения фонологический, дефект произношения мономорфный, дефект произношения полиморфный, голос, речевое дыхание, слог, элизия, персеверация, парафазия, итерация, антиципация, контаминация.

Программа изучения состояния произносительной стороны речи включает в себя методики исследования звукопроизношения, голосовой функции, дыхания и слоговой структуры речи.

Исследование состояния звукопроизношения проводится по трем позициям:

1) реакция пациента на оптический раздражитель (самостоятельное называние предметной картинки, предмета или его заменителя - игрушки),

2) реакция пациента на акустический раздражитель (повторение слова, слога, звука за логопедом),

3) использование звука в самостоятельной речи (произнесение звука в составе фраз и в изолированном виде).

При проведении исследования отмечается правильность употребления звука в различных фонетических условиях:

- произношение звука изолированно,

- в слогах (предъявляются слоги различной структуры),

- в словах (предъявляется словарный материал, где обследуемый звук находится в различный фонетических позициях – в начале слова, в середине, в конце; звонкие согласные в конечных позициях не предъявляются, так как при произношении они оглушаются) – реакция на оптический и акустический раздражитель,

- во фразах (материалом обследования служат сюжетные картинки).

В процессе диагностики исследуются состояние и особенности произношения основных фонетических групп звуков: гласных, свистящих, шипящих, сонорных, переднеязычных, заднеязычных, губных, носовых и йотированных звуков. Такой подход позволяет учитывать артикуляционное и акустическое сходство звуков речи при планировании логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Исследование особенностей изолированного произнесения звука производится на основе звукоподражании (Покажи, как шипит змея? Как рычит тигр?) или отраженного воспроизведения звука по образцу логопеда (Повтори за мной – з-з-з, ш-ш-ш и т.д.).

Особенности использования звуков в составе слогов производится на основе отраженного повторения слогов различной структуры. Так произношение звука исследуется в составе прямого открытого слога типа СГ, прямого закрытого слога типа СГС, обратного слога типа ГС, в составе звукосочетания типа ГСГ, а также в структуре слога со стечением согласных типа ССГ.

При исследовании произношения звука в составе слов необходимо учитывать его местоположение. Для этого подбираются серии слов (предметные картинки, игрушки, предметы), в которых исследуемый звук находится в начале, середине и конце. Ниже приведен примерный перечень серий слов (названий картинок) для исследования звукопроизношения.

Серия 1. Звук «А». Аист, мак, игла.

Серия 2. Звук «О». Осы, кот, окно.

Серия 3. Звук «У». Утка, муха, кенгуру.

Серия 4. Звук «Ы». Дым, мышь, грибы.

Серия 5. Звук «И». Игла, слива, петухи.

Серия 6. Звук «С». Собака, усы, снеговик, нос.

Серия 7. Звук «Сь». Синий, апельсин, письмо, гусь.

Серия 8. Звук «З». Замок, коза, звезда.

Серия 9. Звук «Зь». Земляника, газета.

Серия 10. Звук «Ц». Цветы, цепь, пуговица, огурец.

Серия 11. Звук «Ш». Шапка, машина, шишка, душ.

Серия 12. Звук «Ж». Жук, ежи, ножницы.

Серия 13. Звук «Ч». Чайник, очки, ключ.

Серия 14. Звук «Щ». Щетка, ящик, плащ.

Серия 15. Звук «Л». Лук, пила, белка, дятел.

Серия 16. Звук «Ль». Лейка, телефон, пальто, портфель.

Серия 17. Звук «Р». Рыба, ведро, корова, топор, трактор.

Серия 18. Звук «Рь». Репа, ремень, веревка, дверь.

Серия 19. Звук «Б». Бант, барабан, бочка, клубок.

Серия 20. Звук «Бь». Белка, бинокль, голуби.

Серия 21. Звук «П». Пароход, шапка, суп.

Серия 22. Звук «Пь». Петух, ступеньки, цепь.

Серия 23. Звук «Д». Дом, удочка, дым.

Серия 24. Звук «Дь». Диван, дождик, лебеди.

Серия 25. Звук «Т». Туфли, кот, молоток.

Серия 26. Звук «Ть». Телефон, утюг, кость.

Серия 27. Звук «Г». Губы, рога, игла, вагон.

Серия 28. Звук «Гь». Гиря, гитара.

Серия 29. Звук «К». Кошка, банка, паук, кубик.

Серия 30. Звук «Кь». Кит, валенки, утки.

Серия 31. Звук «Х». Халат, муха, хлеб, петух.

Серия 32. Звук «М». Мыло, морковь, комар, сом.

Серия 33. Звук «Мь». Меч, мячик.

Серия 34. Звук «Н». Носки, окно, диван, танк.

Серия 35. Звук «Нь». Сани, нитки, коньки, пень.

Серия 36. Звук «В». Вата, волк, совок, гвозди.

Серия 37. Звук «Вь». Свинья, веник, вишня.

Серия 38. Звук «Ф». Фартук, кофта, шкаф.

Серия 39. Звук «Фь». Буфет, кефир.

Серия 40. Звук «Й». Трамвай, майка, лейка, муравей.

Серия 41. Звукосочетание «ЙЯ». Яблоко, ящик, змея.

Серия 43. Звукосочетание «ЙО». Елка, ежик.

Серия 44. Звукосочетание «ЙУ». Юла, юбка.

Серия 45. Звукосочетание «ЙЭ». Енот, ежи.

Изучение особенностей употребления звука во фразах производится на основе самостоятельного составления или отраженного повторения предложений. В первом случае в качестве наглядной опорой для составления фразы используются доступные пониманию пациента сюжетные картинки. Ниже приведены примеры предложений для исследования произношения наиболее часто нарушаемых звуков:

Собака сидит у миски.

У Зои заболели зубы.

Курица с цыплятами гуляют у колодца.

У Маши новая шапка и шубка.

Жук жужжит - жжж.

Щенок шиплет щетку.

Девочки, и мальчики скачут как мячики.

Лодка плывет плавно.

Лида и Лена гуляли на улице.

На грядке растет морковь.

Яша ел сладкие яблоки.

Емеля едет еле-еле.

Ежик у елки наколол гриб на иголки.

Юля дала Юре юлу.

Коля катается на коньках.

Гена надел сапоги.

Хлебница стоит на холодильнике.

Волк воет — в-в-в.

Бабушка была больна.

Тетя Дина сидит на диване.

Все результаты исследования фиксируются логопедом в специальном протоколе. На основе анализа полученных данных определяются следующие характеристики звукопроизношения:

· количественные особенности (мономорфное / полиморфное нарушение),

· качественные особенности (звукопроизношение соответствует возрастным нормам / антропофонический / фонологический дефект звукопроизношения),

· характеристика видов нарушений звукопроизношения (межзубный сигматизм, велярный ротацизм и т.д.),

· уровень нарушенного произношения (первый / второй / третий).

Исследование состояния голосовой и дыхательной функций начинается с оценки голоса и интонационной стороны речи пациента в процессе беседы. При этом логопед в целом отмечает особенности общего звучания голоса, его силы, высоты и тембра, а также преимущественный тип дыхания (грудной, смешанный, диафрагмальный).

После этого исследование проводится на основе предъявления серии диагностических заданий:

1. Исследование особенностей речевого (фонационного) дыхания:

1) изучение состояния фиксированного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, осуществлять длительный фиксированный выдох через рот, как можно дальше сдувая с поверхности стола пушинку (перышко, небольшой ватный шарик и т.д.). Проба повторяется 3 раза с интервалом в 10 сек. Логопед оценивает длительность каждого выдоха, фиксируя наибольшее значение (прим. - нормальная длительность ротового выдоха для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет составляет 7-8 сек., 6-7 лет – 8-9 сек.);

2) изучение состояния форсированного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, осуществлять короткий форсированный выдох через рот, поочередно сдувая с поверхности стола 2-3 пушинки (перышка, небольших ватных шарика и т.д.). Проба повторяется 3 раза с интервалом в 10 сек. Логопед оценивает силу выдоха.

3) изучение состояния фонационного выдоха: пациенту рекомендуется после глубокого вдоха, как можно дольше произносить звук «а» на удобном уровне громкости и частоте основного тона. Проба повторяется 3 раза с интервалом в 1 мин. Логопед оценивает длительность каждой фонации, фиксируя наибольшее значение

4) изучение состояния речевого дыхания: пациенту рекомендуется прочитать наизусть знакомое стихотворение или повторить его за логопедом. Логопед оценивает сформированность умения распределять выдох на произнесение речевой синтагмы и осуществлять спокойный, незаметный для окружающих достаточный вдох.

2. Исследование особенностей голосовой функции:

1) изучение интенсивности (силы звучания) голоса: пациенту рекомендуется произносить звук а, серию однотипных слогов (ма-ма-ма и т.п.) и слов (игра «Эхо») с усилением и ослаблением голоса.

Логопед оценивает умение изменять силу голоса при произнесении гласных звуков, слогов и слов, начиная с шепотного произнесения, затем тихим голосом, голосом нормальной разговорной громкости, громким голосом, а затем постепенно ослабляя интенсивность звучания.

2) изучение высоты голоса: пациенту предлагается произнести гласные звуки, их сочетания и слоги (а-А-а, ау-АУ-ау, ку-ка-ре-КУ и т.д.) с повышением и понижением голоса. Логопед оценивает умение произвольно изменять высоту голоса.

3) изучение тембра голоса: пациенту предлагается дважды произнести предложенный речевой материал. Первый раз без особенностей, второй – с зажатыми крыльями носа. Если носовой резонанс имеет место, то он будет усиливаться при закрытии ноздрей. При нормальном функционировании небно-глоточного затвора резонанс будет нормальным в обоих случаях. Примерный речевой материал для оценки назализации голоса:

- гласные в порядке возрастания назализации: у, ю, и, е, а, э;

- согласные в порядке возрастания назализации: з, в, д, г, ф, с, т, к;

- слова и фразы без звуков м, мь,н, нь: Дети пошли в детский сад. Папа купил продукты.

В результате исследования голосовой и дыхательной функций и анализа полученных данных делается вывод о их состоянии:

· дыхание грудное /смешанное / диафрагмальное,

· речевое (фонационное дыхание) сформировано / не сформировано,

· голосовая функция сформирована / не сформирована.

Исследование состояния слоговой структуры речи включает в себя изучение умения воспринимать и воспроизводить слоги в составе слоговых цепочек, слов различной слоговой структуры, а также предложений:

1. Исследование умения воспроизводить серии слогов: пациенту предлагается внимательно прослушать предъявляемые на слух слоги и повторить их за логопедом. Материалом исследования служат слоговые ряды (например, ма-ма-ма, мам-мам-мам, ам-ам-ам, сма-сма-сма) или таблицы типа:

няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дюр хач
моф зощ лись рыц дум нысь лут сич вост дыс
фсен рай бер чать выс гум плюх шеть тоть ефь
ек стял тыпь геф бац шись деп здес торь трит
вох жох эф трух фек лефь вик щех кась зех
лир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кром
дуч свар порь нар зунь сул пяф золь сел хил
чтел лась хуф песть вый касть реть ряс фыл урт
жась кеш пыц гуть меш бяс тущ дес сых яс

Во время проведение исследования необходимо исключить возможность зрительного восприятия артикуляции логопеда. Для этого артикуляционный аппарат экспериментатора прикрывается экраном (листом бумаги). В результате логопед определяет типы слогов, структура которых воспроизводится неверно.

2. Исследование умения воспроизводить слова различной слоговой сложности проводится по двум позициям:

1) реакция на оптический раздражитель: пациенту предлагается самостоятельно воспроизвести слоговую структуру слова, называя предъявленную предметную картинку;

2) реакция на акустический раздражитель: пациенту предлагается повторить слоговую структуру предъявленных на слух слов. Возможность зрительного восприятия артикуляции исключается с помощью экрана.

Ниже приведен примерный перечень серий слов различной слоговой структуры:

Слоговая структура слов Речевой материал
Односложные слова с закрытым слогом кот, шар, дом, мяч, рак
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рыба, муха, пила
Двусложные слова с 1 закрытым слогом петух, замок, веник, банан
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова банка, лампа, кепка, сумка, туфли
Односложные слова со стечением согласных в начале слова хлеб, слон, ключ
Односложные слова со стечением согласных в конце слова торт, танк, мост
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова стакан, кровать, клубок
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова кресло, звезда, свекла
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль, бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слогов машина, корова, собака, лопата
Трехсложные слова с последним закрытым слогом телефон, молоток, самолет
Трехсложные слова со стечением согласных бабочка, улитка, ромашка
Четырехсложные слова с открытыми слогами пуговица, черепаха, кукуруза
Многосложные слова из сходных звуков сковорода, полотенце, телевизор, компьютер

3. Исследование умения воспроизводить слоговую структуру слова в составе предложения проводится по двум позициям:

1) реакция на оптический раздражитель: пациенту предлагается составить предложение по предъявленной сюжетной картинке и произнести его;

2) реакция на акустический раздражитель: пациенту предлагается повторить предъявленное на слух предложение. Возможность зрительного восприятия артикуляции исключается с помощью экрана.

Полученные данные фиксируются в протоколе. В результате их анализа определяется:

· тип неусвоенной структуры слога (прямой открытый типа СГ, прямой закрытый типа СГС, обратный типа ГС, со стечением согласных типа ССГ),

· характер нарушения слоговой структуры слова (слоговые элизии, персеверации, парафазии, итерации, антиципации, контаминации).

В результате исследования состояния произносительной стороны речи определяется механизм нарушения и нарушенное звено, преодоление расстройств которого осуществляется в первоочередном порядке.

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите направления исследования состояния произносительной стороны речи.

2. Сформулируйте требования к речевому и дидактическому материалу для обследования состояния произносительной стороны речи.

3. Раскройте содержание методики изучения состояния звукопроизношения.

4. Определите критерии оценки сформированности дыхательной и голосовой функции.

5. Определите структуру и содержание методики исследования состояния слоговой структуры слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: