Одним из самых сложных типов отношений в любой организации являются управленческие отношения, которые возникают в процессе реализации функций управления. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено с множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки конфликтов в этой сфере.
Природа конфликтов в сфере управления непосредственно связана с основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению целенаправленной и скоординированной деятельности как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой деятельности интересы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.
Под управленческими конфликтами мы будем понимать конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.
Источники управленческих конфликтов скрываются в противоречиях управленческих отношений, среди множества которых можно выделить основное. Таким противоречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе, с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые бы обеспечивали им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения. Иначе говоря, основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управлении
|
|
Основное управленческое противоречие обусловливает ряд других противоречий в этой сфере. К ним можно отнести: противоречия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления и другие.
Важное место в понимании сущности управленческих конфликтов и механизмов их возникновения и развития занимает понятие дезорганизации. Под дезорганизацией в сфере управления понимают такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно–бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.
Состояние дезорганизации проявляется в различных формах столкновения между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге эти столкновения переходят в конфликты, основными формами которых являются: несогласие, напряженность и конфронтация.
|
|
Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления. Иначе говоря, несогласие – это отказ определенных субъектов управления или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению
Напряженность как форма управленческого конфликта характеризуется расширением зоны несогласия, как по субъектам, так и по содержанию управленческих отношений. Напряженность – это более острая форма управленческого конфликта, которая затрагивает устои существующей системы управления.
Конфронтация – еще более глубокая форма управленческого конфликта, которая характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: групповые протесты, травля «инакомыслящих», подсиживание, увольнение соперников и т.п. Иначе говоря, конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, которая ведет к расколу и ликвидации существующей системы управления.
Непосредственными субъектами по предупреждению и разрешению конфликтов в сфере управления являются сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управленческих конфликтов.
В целях предупреждения управленческих конфликтов руководителю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звеньями управления, а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфере управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:
• Прямое воздействие: приказ, директива, указание, задание.
• Воздействие через мотивы: стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности.
• Воздействие через систему ценностей: воспитание, образование, информация.
• Воздействие через окружающую социальную среду: изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия и т. п.
Следует заметить, что разрешение управленческих конфликтов в большинстве случаев зависит от высшего руководителя. Здесь часто срабатывает принцип «тот прав, у кого больше прав». Но при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические механизмы (общественность, средства массовой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).
Основное содержание управления управленческими конфликтами в организации представлено в таблице 4.9.
Таблица 4.9.Управление управленческими конфликтами в организации
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ |
Прогнозирование конфликта | Постоянный мониторинг условий и факторов реализации групповых норм и административных правил системы управления в организации и ее подразделениях Выявление ранних проявлений дезорганизационных моментов в системе управления |
Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта принятие мер по их нейтрализации Приведение в адекватное соотношение изменившихся условий и факторов и групповых норм и административных правил системы управления в организации и ее подразделениях Использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта |
Регулирование конфликта | Признание реальности конфликта между конфликтующими или лидерами конфликтующих групп Легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров Институциализация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия Широкое применение технологий регулирования конфликта |
Разрешение конфликта | Реорганизация системы управления с учетом изменившихся условий и факторов, а также административных ресурсов организации |
Такова характеристика основных конфликтов в организации.
|
|