Научный стиль, таким образом, характерен для текстов, предназначенных для сообщения точных сведений из какой-либо специальной области и для закрепления процесса познания. Наиболее бросающейся в глаза, но не единственной особенностью этого стиля является использование специальной терминологии. Каждая отрасль науки вырабатывает свою терминологию в соответствии с предметом и методом своей работы. Свою специальную терминологию имеют и разные области культуры, искусства, экономической жизни, спорта и т.д.
Однако присутствие терминов не исчерпывает особенностей научного стиля. Научный текст, или устно произнесенный научный доклад, или лекция отражают работу разума и адресованы разуму, следовательно, они должны удовлетворять требованиям логического построения и максимальной объективности изложения.
Стилеобразующими факторами являются необходимость доходчивости и логической последовательности изложения сложного материала, большая традиционность. Отсутствие непосредственного контакта или ограниченность контакта с получателем речи (доклад, лекция) исключает или сильно ограничивает использование внеязыковых средств; отсутствие обратной связи требует большей полноты. Синтаксическая структура должна быть стройной, полной и по возможности стереотипной.
|
|
Подстили научного стиля.
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
1. Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
2. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций.
3. Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется).
Суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого. Наиболее важные признаки, которые отличают каждый стиль:
1. С какой целью говорим?
|
|
2. В какой обстановке говорим?
3. Речевые черты.
4. Языковые средства выражения.
5. Стилевые черты речи.
Представим отличительные черты научного стиля и научно-популярного подстиля в виде таблицы.
Научный стиль | Научно-популярный подстиль |
- объективность и отвлеченность от конкретного и случайного; - логическая доказательность и последовательность изложения; - точность и ясность, лаконичность. Взвешенность оценок: научная статья отличается сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности | - предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки; - терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах; - научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии |
Обратимся к особенностям текста научного и научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для них.
Языковые средства, характерные научному стилю: ▪ научная лексика (терминология); ▪ повторение ключевых слов; ▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные); ▪ конкретная лексика - для обозначения общих понятий; ▪ словосочетание «существительное + существительное в родительном падеже»; ▪ сложные предложения; ▪ прямой порядок слов. Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность | Языковые средства, делающие текст популярным: ▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений; ▪ сравнение; ▪ перифраза; ▪ вводные слова; ▪ модальные частицы; ▪ риторические восклицания. Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме |