Наименование | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Социальная политика, всего | 7 824,0 | 8 440,0 | 9 092,0 | 9 669,1 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % | 34,5 | 34,3 | 34,5 | 33,6 |
в том числе: | ||||
Расходы федерального бюджета | 3 930,2 | 3 901,4 | 4 008,5 | 4 197,0 |
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов | 2 908,5 | 3 467,5 | 3 934,8 | 4 249,7 |
в том числе: | ||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов | 2 509,0 | 2 996,4 | 3 422,1 | 3 682,7 |
Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов | 399,5 | 471,1 | 512,7 | 567,0 |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации | 985,3 | 1 071,1 | 1 148,7 | 1 222,4 |
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие направления расходов в области социальной сферы вы знаете?
2. Соответствует ли доля расходов на образование и здравоохранение общепринятым мировым нормам развитых стран?
3. Какие расходы социальной сферы явились наиболее приоритетными в условиях кризиса и почему?
4. Что входит в классификацию расходов на образование и здравоохранение.
Лекция 10. Особенности бюджетных расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления
К расходам на государственное управление относятся расходы, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационных функций, обеспечивающие функционирование системы законодательной и исполнительной власти, финансовых и фискальных органов, управление государственной собственностью, прочие государственные расходы.
Структура расходных обязательств, возникающих в связи с оказанием государственных услуг, и объемы бюджетных ассигнований в 2011 – 2012гг. и на плановый период 2013 года представлены в таблице 2.1.6.
Таблица 29
Структура расходных обязательств, возникающих в связи с оказанием государственных услуг, и объемы бюджетных ассигнований в 2011 – 2012гг. и на плановый период 2013 года [22]
Тип расходного обязательства | Объем и структура бюджетных ассигнований (млрд. рублей) | Темпы роста, % | ||||
гр.З/гр. 2*100 | гр. 4/гр. 3*100 | |||||
2011 год | 2012 год | 2013 год (прогноз) | ||||
Расходные обязательства, возникающие в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ), в том числе: | 3 796,9 | 3 687,6 | 3 690,7 | 97,1 | 100,1 | |
возникающие в связи с обеспечением выполнения функций центрального аппарата, территориальных органов, зарубежного аппарата и подведомственных учреждений федеральных органов исполнительной, законодательной, судебной власти (за исключением государственного оборонного заказа) | ||||||
2 496,4 | 2 496,0 | 2 490,2 | 100,0 | 99,8 | ||
в % к общему объему | 65,7 | 67,7 | 67,5 | |||
субсидии автономным учреждениям | 22,8 | 22,2 | 12,4 | 97,4 | 55,9 | |
в % к общему объему | 0,6 | 0,6 | 0,3 | |||
субсидии некоммерческим организациям, не | ||||||
являющимся бюджетными и автономными | 12,8 | 24,2 | 41,5 | 189,1 | 171,5 | |
учреждениями | ||||||
в % к общему объему | 0,3 | 0,7 | 1,1 | |||
закупка товаров, работ и услуг для | ||||||
государственных нужд (за исключением | 472,6 | 514,1 | 529,9 | 108,8 | 103,1 | |
государственного оборонного заказа) | ||||||
в % к общему объему | 12,4 | 13,9 | 14,4 | |||
по предоставлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации | 486,8 | 367,1 | 348,8 | 75,4 | 95,0 | |
в % к общему объему | 12,8 | 9,5 |
Анализ показал, что в 2011 – 2013 годах наибольшую долю в расходных обязательствах в связи с оказанием государственных услуг составят обязательства, возникающие в связи с обеспечением выполнения функций центрального аппарата, территориальных органов и другие (65,7 – 67,5 %).
Расходные обязательства по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением государственного оборонного заказа) в общем объеме увеличились с 12,4 % в 2011 году до 14,4 % в 2013 году.
Финансирование органов власти осуществляется в РФ согласно разделу «Общегосударственные расходы».
Основное место в структуре расходов федерального бюджета на финансирование общегосударственных вопросов занимают бюджетные расходы на обеспечение деятельности финансовых налоговых органов и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора (28,8% в 2012 г.), международные отношения и международное сотрудничество (13,7%), судебная система (16,2%).
Основными факторами, влияющими на формирование объемов бюджетных ассигнований, на обеспечение деятельности федеральных государственных органов в 2013 - 2015 годах, являются:
индексация расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг с января 2015 года на 5 процентов;
оптимизация расходов федерального бюджета на 5% в 2013 - 2015 годах;
увеличение расходов, осуществляемых в иностранной валюте, в соответствии с прогнозным среднегодовым курсом доллара.
Рост расходов Центральной избирательной комиссии в 2013 году связан с программой ускоренного технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 818-р.
Таблица 30