Методы обследования качества строительства автомобильных дорог, соответствующие требованиям Федерального законодательства по техническому регулированию

Измерение геометрических параметров дороги выполняют с целью выявления влияния дорожных условий на аварийность и, в случае разбора конкретного ДТП, на механизм происшествия. В последнем случае устанавливают в процессе судебно-автодорожной экспертизы конкретные значения вероятностей возникновения данного ДТП под влиянием:

– дорожных условий (rду) и причин их ухудшающих () по формулам (1.79), (1.81) и (1.83);

– уровня содержания дороги под воздействием погодных факторов (rсд) по формуле (1.76);

– действий (или бездействия) водителя (rв) или действий пешехода (rп) по формулам (1.72), (1.73), (1.74), (1.75), (1.77), (1.78), (1.80) и (1.84).

Причем измеряют только те геометрические параметры дороги, которые могли способствовать развитию аварийной ситуации. Используя эти вероятности (rду, rсд, rпр, rстр, rсп , rв, rп), следствие и судебные органы могут ставить вопрос об индивидуальной ответственности участников происшествия (материальной, административной или уголовной) и выносить частные определения в адрес проектной, строительной и дорожно-эксплуатационной организаций, а также органов ГИБДД, включая требования по разработке мер, предупреждающих ДТП, или по улучшению дорожных условий на данном участке дороги, если его параметры или состояние способствуют высокой аварийности [,, ].

Вычислить перечисленные вероятности можно только в том случае, когда в процессе осмотра геометрических параметров получают достаточное для статистических расчётов число измерений в пределах одного элемента (в пределах: кривой в плане, выпуклой или вогнутой кривой, ширины покрытия и т.д.).

Измерение геометрических параметров выполняют с помощью ходовой дорожной лаборатории на базе микроавтобуса [5] или при её отсутствии методами описанными ниже.

4.2.1. Определение радиусов кривых в плане

Необходимое для статистических расчётов число радиусов в пределах круговой кривой получают в результате натурных измерений хорды произвольной длины и ординат , расположенных через равные отрезки между хордой и кромкой покрытия (рис.2.5). Основным условием измерений является следующее: среди измеренных ординат должна присутствовать ордината, откладываемая от середины хорды . Это условие выполняют путём деления измеренной хорды пополам и разбивки обеих половин хорды на одинаковое число интервалов .

Рис.2.5. К определению радиусов кривой в плане по трём ординатам:

, ,…, ,…, , – измеренные ординаты кривой;

, , – примеры вычисляемых ординат по трём измерениям (через интервалы и ).

Величины радиусов круговой кривой определяют по формуле [6]:

, (2.1)

где

d – отрезки постоянной длины на хорде, стягивающей дугу закругления (рис. 2.5), м;

, , – предыдущая, средняя и последующая ординаты, определяемые по формулам:

;
;
,

где

, , – измеренные последовательно ординаты от хорды через равные отрезки d, м;

– ордината, расположенная на середине хорды.

Установленные по формуле (2.1) фактические радиусы кривой в плане представляют собой перпендикуляры к касательным в трех точках и поэтому имеют плавающую вершину.

Если фактические радиусы кривой определять через отрезки и т. д., то число вычисляемых радиусов (m) по трём ординатам определяется уравнением [4]

, (2.2)

где n – число интервалов между измеренными ординатами, шт.

Так, для ординат, показанных на рис. 2.5, получаем следующее число радиусов кривой:

шт.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: