КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Методические рекомендации по изучению дисциплины
для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения
Кемерово 2011
Утвержден на заседании кафедры менеджмента Кемеровского института (филиала) РГТЭУ Протокол № __ от ______.2011 г. | Рекомендован к печати учебно-методической комиссией факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) РГТЭУ Протокол № __ от ______.2011 г |
Конфликтология: [Текст]: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения / Л.В. Хасбутдинова, Н.С. Павлович – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – с. |
Настоящие
|
«Конфликтология» является дисциплиной цикла общепрофессиональных дисциплин федерального компонента для данных специальностей.
В состав настоящей методической разработки включены требования к уровню освоения дисциплины, содержание курса, темы практических, семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр, задания для самостоятельной работы студентов, тематика контрольных работ и рефератов, вопросы для подготовки к контролю теоретических знаний, тест для проверки степени усвоения теоретического материала, учебно-методическое обеспечение дисциплины, а также глоссарий.
Составители:
доцент
Хасбутдинова Л.В.,
ст.преподаватель
Павлович Н.С.
Цель, задачи и предмет дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Конфликтология» является формирование у будущих менеджеров и специалистов по управлению персоналом системы знаний о природе конфликта, непосредственных причинах, мотивов конфликта и формы их протекания.
Объектом изучения дисциплины являются овладение искусством управления конфликтами и способами их разрешения. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Для них научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны и характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в организации и т.п.
Изучение конфликтологии необходимо для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации «открытыми глазами», используя правила и приемы управления конфликтами.
Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- дать знания студентам и обучить их действиям по содержанию дисциплины конфликтология в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- научить студентов не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления.
- цель обучения: овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб и других социальных конфликтов.
К задачам дисциплины относятся:
а) формирование у студентов: теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня; методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами;
б) обучить студентов не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления:
- научить анализировать конфликтные ситуации;
- прогнозировать поведение работников в организации на визуальных моделях в динамике;
- освоить методы применительных процедур.
Теоретической и методологической основой дисциплины являются методы, подходы, исследования и достижения таких научных дисциплин, как: «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Социология труда», «Социальная психология», «Организационное поведение», «Психология и педагогика» и многих других.