I. Подготовьте доклады по следующим темам:
1. Научные и технические достижения XIX века.
2. Реализм XIX века. Основы критического реализма.
3. Романтизм как бунт против рациональных ценностей эпохи Просвещения. Эстетика романтизма. Ярчайшие представители.
4. Символизм в искусстве и философии.
5. Импрессионизм как наследие позитивизма. Ярчайшие представители.
6. Кризис христианской культуры.
7. Проблема культуры в «философии жизни». Значение философского творчества Ф. Ницше для формирования европейской культуры XX века.
8. О. Шпенглер и его представление о культуре и цивилизации.
9. Эволюционизм и Функционализм о культуре.
10. Психоаналитическая концепция культуры.
Литература:
1. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини //Вопросы философии. – 1990. - № 4.
2. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусства / Н. А. Дмитриева. - М., 1990.
3. Драч, Г. В. История мировой культуры / Г. В. Драч. – Ростов-на-Дону, 2002.
4. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1989. - № 3.
5. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа / М. Осовская. - М., 1987.
6. Тарнас Р. История западного мышления / Р. Тарнас. - М., 1995.
7. Реализм: Жанр, стиль. – Фрунзе, 1980
8. Романтизм. Открытия и традиции. – Калинин, 1988.
9. Свасьян, К. А. Фридрих Ницше: мученик познания / К. Свясьян // Ницше Ф. Сочинения в 2т. – Т.1. – М., 1990.
10. Марков, Б. В. Послание Диониса / Б. В. Марков // Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. – М.: СПб., 2006.
11. Аверинцев, С. С. «Морфология культуры» О. Шпенглера / С. С. Аверинцев. // Вопросы литературы. – 1968. - №1.
12. Патрушев, А. И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880-1936) / А. И. Патрушев // Новый мир. – 1999. - №11.
13. Браун, Д. Психология Фрейда и неофрейдисты / Д. Браун. - М., 1997.
II. Ответьте на вопросы:
1. Кто такие «прерафаэлиты»?
2. Что такое натурализм? Назовите имена его представителей в литературе и живописи.
3. Назовите наиболее значительные достижения научной культуры XIX века.
4. Чем знаменито творчество У. Хогарта?
5. Что объединяет творчество английских художников Дж. Рейнолдса и У. Тернера?
6. Опишите одну из «Капричос» испанского художника Гойя.
7. Назовите одну из самых значительных работ Т. Жерико. Опишите историю ее появления.
8. Назовите художников, которые, по выражению искусствоведов, творили в рамках «революционного» классицизма.
9. Чем характеризуется движение «бури и натиска». Назовите его представителей в литературе, музыке, живописи.
10. Сравните французский и немецкий варианты романтизма. В чем сходство и различие?
11. Что такое декаданс?
12. Назовите представителей постимпрессионизма и метафорически опишите их творческий метод.
13. Прочитайте несколько стихотворений Ш. Бодлера, выберите наиболее понравившееся и нарисуйте к нему иллюстрацию.