Классический период

Как раз в период утверждения арийской демократии искусство Греции достигло своих вершин. Отразив нашествие персов (греко-персидские войны 500 – 49 гг. до н.э.), Афины под руководством Перикла принялись восстанавливать разрушенное. В 480г. до н. э. храмы Акрополя, священного холма афинян, были сожжены дотла и разорены персами. Теперь решено было отстроить их в мраморе с невиданным дотоле великолепием. Перикл не был снобом. Писатели древности рассказывают, что он обращался с художниками как с равными. Архитектору Иктину было поручено проектирование храмов, а их скульптором стал Фидий. Произведений, составляющих славу Фидия, более не существует, но даже по поздним копиям можно представить магическую красоту его скульптур: "Зевс", "Афина-Воительница", "Афина Парфенос". Не менее замечательны произведения современника Фидия – афинского скульптора Мирона: "Дискобол" и творения Поликлета: статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" ("Копьеносец"), "Раненая амазонка".

В классический период науке, искусству придают серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученые пересматривают прежние представления о материи, Демокрит вводит понятие атома, признает объективный характер познания. Одновременно формируется философское направление, утверждавшее, что истин может быть столько, сколько существует людей. Представители этого направления – софисты – считали возможным доказать любое положение. Своеобразным продолжателем идей софистов стал знаменитый Сократ.

В литературе V в. до н.э. утверждаются жанры трагедии и комедии. Основоположником классической трагедии принято считать Эсхила, но ее расцвет обычно соотносят с именем Софокла. Творцом психологической драмы был Еврипид; великолепным комедиографом – Аристофан. Произведения последнего отличали политическая острота, злободневность, автор старался отразить реальную жизнь аттического крестьянства. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" древние называли Геродота ("История" о греко-персидских войнах), величайшим историком античности был Фукидид ("История Пелопоннесской войны").

В основе всей культуры классической Греции лежат категории меры, гармонии, симметрии, ритма. Именно они определят представления о красоте и совершенстве в более позднем европейском искусстве. В конце классического периода к уже известным дорическому и коринфскому ордерам присоединяется коринфский орден, тяготеющий к украшательству, пышности (для него характерна капитель, убранная цветами, листвой, завитками). Неким архитектурным памятником всему искусству классической Греции стал уже упомянутый ансамбль Акрополя со знаменитым храмом – Парфенон, выдержанным в дорических формах. Недалеко от главного храма Афин высился уникальный Эрехтейон – храм, решенный более в ионическом стиле. К концу V столетия античные художники, а вслед за ними и публика, осознают новые возможности, которые появляются в связи с одновременным применением различных стилей (ордеров). Уже Эрехтейон поражает своим изяществом, лёгкостью, неоднозначностью архитектурных подходов. Однако дальнейшему культурному процветанию Афин препятствует жестокая война со Спартой. Это время обернется гибельными последствиями и для всей Греции. Страна постепенно утрачивает былое могущество, в её дела все чаще вмешиваются другие государства: Персия, Македония. В 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция лишается политической независимости и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Эпоха кризиса отмечена работами двух выдающихся философов античности: Платона и Аристотеля. Если первый мечтал реформировать полис, создать идеальное, справедливое государство («Государство»), то последний пытался связать объективный идеализм учителя с материалистическими выводами натурфилософов, особенно Демокрита. И Платон и Аристотель утверждали особую систему образования. Платон открыл в Афинах собственную школу – Академию; Аристотель в 335 г. до н.э. – Ликей.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями благородного, прекрасного гражданина, характерное для искусства V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее известные мастера IV в. до н.э. – Пракситель, Скопас, Лисипп. Замечательный скульптор Пракситель получил признание как творец пленительных образов, покоряющих своей мягкой тональностью, неуловимостью настроения. У него уже нет и следа былого схематизма, напротив, в его созданиях чувствуется некое небрежение достоинством “государственного человека” или божества (“Гермес с младенцем”). Именно во времена великого мастера метод “идеализации натуры”, принятый греками, приносит самые выдающиеся результаты. В руках талантливых скульпторов прежние отвлеченные схемы обрели дыхание, предстали в виде прекрасных живых существ. Красота ожила, заговорила. Но образы, созданные Праксителем (“Афродита Книдская”, “Аполлон, убивающий ящерицу”), Лисиппом (“Геракл”,“Гермес”), Скопасом (“Геракл”, “Вакханка”) все-таки оставались существами иного, лучшего мира. Связано это отнюдь не с природной красотой греков, а с тем, что их искусство достигло в своем развитии такой точки, где типическое и индивидуальное прибывает в удивительной гармонии, тонком соответствии.

Период эллинизиа

Новым рубежом в истории и культуре Греции становится поход на восток Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.) – сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334–324 гг. до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта – до современной средней Азии. Созданная Александром империя сыграла исключительную роль в истории греческого искусства, поскольку изобразительный язык, ранее бывший достоянием нескольких малых городов, теперь распространяется на полмира. Новые столицы – Александрия в Египте, Пергам в Малой Азии – предъявляли художникам иные требования, нежели в Греции. Даже в архитектуре заказчики предпочитали более пышный коринфский (получивший название от богатого купеческого города Коринфа) стиль. В эллинистических городах Востока возводились крупномасштабные, импозантные, богато украшенные сооружения. Лишь немногие из них дошли до нас, но и они впечатляют своей внушительностью и роскошью. Стилевые особенности греческого искусства, его открытия применялись к восточным традициям грандиозной монументальности.

Греческое искусство в эллинистический период серьезно меняется; художников влекут сильные драматические эффекты, динамизм сюжетов, они хотят впечатлять и добиваются в этом поразительных успехов (скульптурная группа Лаокоон). В сложившейся атмосфере богатые люди стали собирать художественные произведения, оплачивая огромными суммами добытые оригиналы, заказывая копии недоступных шедевров. Интерес к искусству проявляют писатели, составляют жизнеописания великих мастеров.

Для эллинизма характерен и другой тип науки, теперь сокращается разрыв между теорией и практикой, изобретения должны иметь непосредственные результаты. В этом смысле очень показательна фигура Архимеда: ученого и мастера, создавшего винтовой насос, множество боевых и оборонительных сооружений. Строительство новых городов, завоевания новых земель делают актуальным изучение математики, механики, географии, естествознания и медицины.

Развитие научных знаний ставит проблему их накопления и систематизации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. Придворный быт эллинистических монархий, жизнь больших городов подарили особый вид поэзии – идиллию. Наиболее ярким представителем жанра был Феокрит. В эллинистический период развивается и совершенно новая отрасль знания – философия в широком смысле слова: грамматика, литературная критика. В театре на смену политической комедии приходит реалистическая бытовая комедия (творчество Менандра), становятся очень популярны мимы – короткие сценки из жизни горожан.

Философы пытаются отгородиться от бурно меняющейся действительности; занимаются проблемами личного усовершенствования. Характерными для эллинистической эпохи стали учения Эпикура – эпикурейство и Зенона – стоицизм. Основа первого – утверждение, что цель человеческого бытия – личное блаженство, высшей точкой которого является атараксия – невозмутимость. Второе основано на вере в независимость человеческих желаний и поступков от чувств. Тогда высшей нормой поведения признается апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться голосу разума, но не чувства. Мировой разум стоики отождествляли с огнем.

Претерпевает изменения и религия: складывается культ монархов, выросший на почве отождествления личности царя, и культ судьбы, которая приобретает вид случая, удачи, но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм – смешение различных элементов греческих и восточных религиозных верований.

Культура Древней Греции предопределила многое в философии средних веков и Нового времени. На учения Платона и Аристотеля опиралась теология. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. К ведущим принципам этой культурыотносится еесостязательность. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов (городов-государств) в целом за достижение выдающихся результатов во всех сферах жизни, но особенно в спортивных играх. Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Во II–I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

Отличалась от греческой и мифология Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценными в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в медицине, биологии, юриспруденции, в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла обширная группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли, и, наконец, именно Древний Рим является колыбелью христианства – религии, объединившей все европейские народы, и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: