Глоссарий

Акведук – водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Аккультурация – процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). В частности, национальные меньшинства (реципиенты) могут полностью отвергать ценности доминирующей культуры (донора), полностью принимать их, либо подходить к ним селективно. Впервые проблему аккультурации поставили в конце XIX в. английские этнографы. Тогда же американский этнограф У. Хоумз употребил термин аккультурация для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой. В научном обороте термин закрепился в 20-30-е годы XX века, когда наблюдался расцвет культурной антропологии: М. Мид, Р. Линтон, Ф. Боас, А. Малиновский, Р. Лоуи изучали механизмы и специфику аккультурации в связи с влиянием англосаксонской культуры США на индейцев и афроамериканцев. В 30-е гг. XX века проблемы аккультурации стали одними из главных в полевых исследованиях М. Херсковица, М. Мид, М. Хантер, Л. Спайера, Р. Линтона, Б. Малиновского. В 1935 г. Была разработана типовая модель исследования аккультурации, которая включала описание контактов между культурой-реципиентом и культурой-донором. Были выделены три основных типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). В 50-60-е гг. XX века число исследований аккультурации возросло. Изучались связанные с аккультурацией процессы вестернизации (американизации), испанизации, японизации, китаизации в различных регионах. В круг научных интересов попали вопросы влияния не только и не столько доминирующей культуры на субкультуры, сколько обратное воздействие субкультур, в частности – африканской музыки, на западное искусство, на доминирующую культуру. В современной культурологии прикладные программы успешной аккультурации применяются в индейских резервациях в США, а также в ряде африканских стран – бывших европейских колониях. Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Анимизм – вера в существование души и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира; одна из ранних форм религии. Античная культура – культура Древней Греции и Древнего Рима в период с начала I тысячелетия до н.э. до конца V века н.э. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и фенотипических вариациях физического строения человека. Артефакт – предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного. Архетип – в аналитической психологии, основанной К.Г. Юнгом, – универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Бугровщичество – грабительские раскопки древних курганов с целью добычи предметов из ценных металлов. Великий Новгород – город, исторические памятники которого внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. ВООПИК – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры; общественная организация. Всемирное культурное наследие – природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости. Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой. Генезис – процесс образования и становления какого-либо явления. Герменевтика – наука, изучающая различные способы интерпретации текстов, их понимания. Даждьбог – один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света. Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени. Жанр – форма организации художественного произведения. Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Зоны охраны памятников – территории с особыми режимами градостроительной деятельности, устанавливаемые в целях обеспечения сохранности памятника в его исторической среде. Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Иероглиф – знак, частично или полностью сохранивший изобразительную форму. Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Инверсия культуры – вариант циклической модели динамики культуры, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому. Инициация – комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой; включение в высшие касты в Древней Индии; посвящение в рыцари в средневековье; первое причастие; посвящение в сан; коронация и др. В узком значении инициация – это характерное, главным образом, для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. Инквизиция – в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в XIII-XIX вв. Инкультурация – процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества (родного), менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Инновация – открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Искусство – форма общественного сознания и деятельности, духовно-практического освоения действительности, выражающая отношение к ней в художественных образах. Историзм – принцип исследования, согласно которому все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов. Капитель – в архитектуре пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры, передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания. Разнообразные типы капителей сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получившие распространение в европейской архитектуре, – дорическая, ионическая и коринфская, а также композитная и тосканская капители. Своеобразные типы капители были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей, иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами. Кич – безвкусная массовая продукция, дешевка, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Кич возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. XIX – нач. XX вв. кич распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже кич проникает во все сферы искусства: от станковой живописи до литературы, музыки, театра, архитектуры, кинематографа, телевидения. В 1960-1980-е гг. предметы кича стали распространенным явлением массовой культуры. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но и народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича, широкое распространение он получает и в России. В современном мире кич настолько широко представлен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей: ретрокич – классический исторический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки; ярмарочный кич – современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки; неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка – карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Для кича характерен набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде. Код культуры – это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Комитет Всемирного наследия – Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Композиция – особенности построения художественного произведения. Концепт – содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. Красная Площадь – главная и наиболее известная площадь Москвы у северо-восточной стены Кремля, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – надприродное явление, искусственно созданная людьми среда обитания, механизм регулирования их социальных отношений и поведения. Культурная антропология – учение о человеке как творце и носителе культуры. Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры – особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например, между высшим и низшим, поэтому различают два ее направления: 1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией (заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона); 2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной культурной диффузией (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Стратификационная культурная диффузия имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Культурное наследие – часть материальной, духовной и художественной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурогенез – процесс появления и становления культуры любого народа и появления культуры как таковой в человеческом обществе. Культурология – наука о закономерностях возникновения, строения, развития, функционирования и трансформации культурных систем. Магия – совершение определенных обрядовых и ритуальных действий, связанных с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Марксизм – философское и социально-политическое учение, основоположник которого К. Маркс в содружестве с Ф. Энгельсом разработал и применил диалектико-материалистический метод к познанию общественных явлений (исторический материализм), с позиций пролетариата подверг критике капиталистическое общество и обосновал необходимость его революционного преобразования через переходный период диктатуры пролетариата в коммунистическое бесклассовое общество. По К. Марксу, коммунизм как общество свободных индивидуальностей является синонимом культуры, а предшествующий период – предысторией истинной человечности. Массовая культура – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной культуры подобного не происходит. Одни и те же виды искусства могут принадлежать элитарной и массовой культуре, например, классическая музыка – элитарной, а популярная музыка – массовой, фильмы Ф. Феллини – элитарной, а боевики – массовой. Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие: 1) индустрия субкультуры детства (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе; 2) массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками субкультуры детства, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания; 3) средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»; 4) система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества и т.п.; 5) массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши – не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «происки инопланетян» и т.п.), что, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; 6) массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддежку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза; 7) система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования; 8) индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью; 9) индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротического шоу, индустрия курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом субкультуры детства, только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ, и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности. В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре как о явлении исключительно западного (преимущественно американского) происхождения. В действительности и основной массив советской официальной культуры (социалистической по содержанию) вполне соответствует критериям массовой культуры, но только специфического тоталитарного типа, ориентированной на политико-идеологоческое манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в обществеве, революционную мифологию «социальной аскезы» и т.п. Хотя массовая культура, безусловно, является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, тем не менее, этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сообществ, при которых социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры, основывающейся на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает методическую эффективность и содержательную актуальность. При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции, разумеется, еще не прошедшей процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм. Менталитет – это совокупность стереотипов восприятия и оценки явлений действительности, систем ценностей, моделей поведения людей определенной социальной общности. Меценатство – финансовое покровительство сфере культуры. Мировая культура – совокупность лучших достижений национальных культур, отражающих общечеловеческие ценности и приоритеты. Миф – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Мифология – 1) Система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное. Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём; 2) дисциплина, изучающая мифы (исследование источников, смысла, социальной почвы). Московский Кремль – древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации; объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей – особое научно-культурное учреждение, деятельность которого включает в себя собирание, изучение, хранение, демонстрацию и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Наука – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Национальная культура – совокупность культурных достижений какого-либо народа, созданных авторами-профессионалами. Национальный характер – комплекс специфических для данной национальной культуры традиций, установок, представлений, поведенческих норм; обусловлен ментальностью и выступает как ее выражение. Нация – исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Неф – часть интерьера, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом вертикальных опор, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий – базилик. Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии. В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило, нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Кроме продольных, нефы бывают поперечные – т.н. трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом. В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. Как и в древнеримской архитектуре нефы могут использоваться и в светских сооружениях, например, в виде трехнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан Марко во Флоренции. Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трехнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

Ноосфера –новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Общество – совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместной жизнедеятельности. Осевое время – термин, введённый немецким философом К. Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800-200 гг. до н.э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Осирис – бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Открытие – получение новых знаний о мире. Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собой рисуночное письмо, или картинопись, – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков. Погост Кижи – местность в Карелии, архитектурный ансамбль которой внесен в Список объектов Всемирного наследия. Прикладная культурология – научное направление, изучающее и разрабатывающее методики прогнозирования и управления культурными процессами. Революция – комплексное изменение большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Революции происходят стихийно, и хотя у них всегда есть организующий центр (как правило, политическая партия или движение), они трудно контролируются. Реформа – частичное усовершенствование какой-либо сферы жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Как правило, они планируются заранее, представляя целенаправленный, контролируемый и регулируемый процесс. Ритуал – это определенный набор и порядок действий, совершаемых человеком или группой и при этом имеющих для исполнителей определенный смысл. «Румянцевский кружок» – содружество историков, филологов XIX века, объединившихся вокруг мецената, любителя древностей, собирателя книг и рукописей графа Н.П. Румянцева. Самосознание – индивидуально-психологический и социально-психологический процесс осознания социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких-либо признаков), а отдельным индивидом – своей принадлежности к определенной группе. Сварог – Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича был связан в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (XII в.) с древнегреческим Гефестом. Сведения об этом боге весьма противоречивы. Например, Дажьбога иногда называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба. Само имя бога связывают с санскритским «свар» – Небо, а так же Свет. Сварог – кузнец. Он кует в небесной кузнице и потому его связывают с огнем. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Сварог способствовал развитию знаний. Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. К тому же Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Срединная культура – понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое «ядро культуры» не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на субкультуры, возникновения широко представленной контркультуры. Срединная культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта. Срединная культура воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры,обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни. Разрушение срединной культуры несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) укрепляет свою срединную культуру – основу жизни и самоидентификации данного социального организма. Стиль – устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства. Текст – последовательность символов, образующих сообщение. Типологизация – метод научного познания, направленный на разбиение некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы. Тотемизм – комплекс верований и обрядов в первобытном обществе, связанных с представлением о кровнородственных связях между человеком и его предком (тотемом). Тотем мог представляться в виде животного, птицы или даже растения. Человек рассматривал самого себя как потомка того или иного тотема, который считался его непосредственным предком. При этом часто в качестве подобного предка выступало животное, от которого зависели благосостояние и жизнь племени. Этим объясняются древнейшие наскальные рисунки, которые изображают бизонов, коней, мамонтов и загадочные, главным образом фантастические, рисунки получеловека-полуживотного.

Традиционная культура – тип культуры, в которой основным механизмом передачи социокультурной информации выступает традиция. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой. Однако при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые общие черты: 1) ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; 2) приверженность существующим образцам поведения; 3) господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании; 4) медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности. Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих исторических типов культуры. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность. Но традиционная культура не стала достоянием истории. Традиционные общества с соответствующей им культурой существуют в Африке, Австралии, Южной Америке.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: 1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), 2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. В начале традиции передавались неосознанно – через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Традиция выполняет ряд культурных функций: а) устанавливает преемственность культуры, б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей, г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей. Фетишизм – одна из ранних форм религии, характеризующаяся верой в сверхъестественную силу неодушевленных предметов (фетишей).

Фундаментализм – собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является религиозный фундаментализм. В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики либо либерального толкования указанных текстов.

Христианство – крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия. Христианство распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Главные идеи христианства: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. В основе догматики и богослужения христианства – Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в неё иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят: 4 евангелия, повествующие об Иисусе Христе, «Деяния апостолов», Послания апостолов и Апокалипсис). По значимости непосредственно за Священным писанием стоит Священное предание, которое церковь возводит в степень «божественного права». Во все периоды своей истории (вплоть до наших дней) христианство предстаёт в виде соперничающих религиозных направлений. Общим признаком, объединяющим все христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия (например, согласно вероучению большинства христианских церквей, Христу присуща и божественная и человеческая природа; согласно версии других христианских церквей (армяно-григорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу). Основные ветви христианства: 1) католицизм; 2) православие; 3) протестантизм (включает 3 основные течения – лютеранство, кальвинизм, англиканство – и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви, – баптисты, методисты, адвентисты и др.). Кроме того, христианство имеет и ряд более мелких ответвлений – монофизитство, несторианство и др. Христианство возникло во 2-й половине 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди других этнических групп. Кризис рабовладельческого строя, тяжёлый социальный и политический гнёт вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покорённых народов. После подавления Римом народных движений начала 1 в. н.э. широкое распространение получили настроения отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям. Христианство выразило протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отдельного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Христианство сложилось на основе иудейских сект, течений – зелотов, ессеев. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним христианством. В формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская философия, религии Востока (египетские, иранские и даже индийские традиции и верования).

Художественный образ – субъективное отражение в искусстве объективного мира.

Целибат – безбрачие духовенства Римско-католической церкви.

Цивилизация – многозначное понятие: 1) стадия исторического процесса, характеризующаяся достаточно высоким уровнем материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека; 2) прогресс человечества и общества в целом; 3) синоним культуры определенного народа в конкретный период времени. Эволюционизм – научное направление, рассматривающее развитие мировой культуры как последовательную смену стадий, характеризующуюся движением от простого к более сложному.

Эпоха Возрождения – период в истории культуры Европы, пришедший на смену культуре Средних веков и предшествующий культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV– последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появляется термин. Термин «возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Дж. Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Ж. Мишле. В настоящее время термин возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Этногенез – процесс возникновения и развития этнических общностей.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Юпитер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян.

Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определённые значения и особым образом их классифицирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: