Компании

© Рудов Т.А., 2014

В сфере функционирования судоходных компаний проблемы формирования стратегий развития, как показывает практика и неугасающий интерес к данной проблематике, уже традиционно являются особенно актуальными в силу динамичности процессов не только в морской сфере, на фрахтовых рынках, но и в мировой экономике, политике в целом. Указанные процессы требуют от различных судоходных компаний усиления работы над укреплением своих позиций, развитием на перспективу. Руководство компаний нацеливает системы управления на решение проблем стратегического характера, что несомненно требует от менеджмента компаний понимание важности и необходимости использования современных знаний, подходов и методов формирования стратегий развития компаний.

Отсутствие эффективного стратегического управления, четкого стратегического видения у руководства компаний, тщательно разработанных стратегий развития приводит к экономическим потерям, а в перспективе – ухудшению состояния компаний, которое в конечном счете выражается к потере грузовой базы, простоям флота, росту задолженности по различным обязательствам. Разрешить указанные возникающие проблемы поможет формирование и реализация стратегий развития компаний.

Наука и практика в области стратегического управления и планирования [1 – 4] постоянно обогащается новыми идеями и методами, важно вовремя ознакомить квалифицированных менеджеров, не только с достижениями в области традиционных теорий и инструментария стратегического менеджмента, но и с новыми направлениями его развития. Среди важнейших изменений выделяли не так давно, например, переход от закрытой модели стратегического менеджмента к открытой. «В условиях закрытой модели руководство определяло цели организации и разрабатывало стратегии их достижения, а затем решения доводились до линейных менеджеров (только в пределах их компетенций) в виде обязательных заданий. В настоящее время руководство сосредоточило внимание только на тех проблемах, которые можно было решить лишь на общекорпоративном уровне, а руководство подразделений, более компетентное в проблемах курируемых им рынков и продуктов, приняло на себя свою долю ответственности за результаты бизнеса» [2, стр. 4]. Указанное характерно и для судоходных компаний (особенно крупных), которые, как правило, имеют свои подразделения (представительства) в различных странах мира.

Выделяют четыре основных системы разработки и внедрения стратегий: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегическое управление. Краткая характеристика указанных систем представлена в табл. 1.

Выделим особенности стратегического управления как современной системы управления предприятием применительно к судоходной компании (СК):

1) достаточно большая значимость и влияние стратегических решений на благополучие СК. Разработка стратегии СК необходима для выживания и развития в условиях быстрого изменения внешней среды (фрахтового рынка, рынка грузовой базы, судостроительного рынка);

2) нацеленность на решение проблем развития потребительского спроса. Для получения в будущем желаемых финансовых результатов и реализации других целей СК важно обеспечивать условия для создания и реализации новых потребительских благ (требований грузовладельцев и пассажиров), развития комплекса соответствующих навыков и технологий;

3) открытость системы, ориентированной на внешнюю среду. Разработка стратегии развития СК должна исходить из рыночной ситуации, при этом процесс стратегического управления должен носить упреждающий, а не реактивный характер;

4) принятие стратегических решений на основе разнообразных мыслительных процессов, творческого подхода;

5) выстраивание иерархий стратегий на различных уровнях СК: от корпоративного уровня до уровня отдельных департаментов и подразделений. Это позволит учесть общие корпоративные цели функционирования и развития СК при

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: