Роль цепочки поставок и логистических услуг в международном экономическом сотрудничестве

© Романенко Е.М., 2014

Международные цепочки поставок являются все более характерной особенностью мировой торговли. Производство промышленных товаров все более организуется через цепочки поставок, с обработкой продукции (создание прибавочной стоимости) в нескольких странах, которые являются частью данной цепочки.

Производители в каждой стране специализируются на конкретных этапах производства, которые составляют конечный продукт. Экономисты называют этот процесс «вертикальная специализация». Одним из последствий является то, что более половины мировой торговли сегодня включает в себя промежуточные ресурсы. В целом по всему миру доля импортной составляющей в экспорт, по оценкам, составляет около 30 % [1].

«Географическая фрагментация производства» была одним из основных факторов роста мировых объемов торговли в последние десятилетия и поддерживала процесс устойчивой либерализации торговли (снижения тарифов; снятие количественных ограничений на импорт и режим множественных обменных курсов). Рост роли международных цепочек поставок подразумевает, что на сегодняшний день правительства имеют меньше стимулов навязать торговые барьеры, чем в прошлом.

Многие правительства во всем мире обеспокоены проблемой реализации политики, которая бы помогала отечественным предприятиям стать частью глобальных цепочек поставок и «двигаться вверх по цепочке» – вносить большую долю общей стоимости конечного продукта. Ключевым фактором для способности участия страны в цепочках поставок является эффективность локальных упрощенных процедур торговли и логистических услуг. Даже если тарифы на экспортных рынках равны нулю, если предприятия страны способны противостоять высокой стоимости и неэффективности логистики, они не будут в состоянии конкурировать с фирмами, функционирующими в среде эффективной логистики. В течение нескольких лет Всемирный банк составлял индекс производительности логистики (LPI) примерно по 150 странам [2]. LPI охватывает различные аспекты показателей производительности цепочек поставок различных стран и показывает, как процедуры таможенного оформление и качество торговой инфраструктуры влияют на деятельность поставщиков логистических услуг. Это также подчеркивает важность качества транспортных услуг и связано с посредничеством на транспорте, например принимается во внимание своевременность доставки и возможности отслеживания грузов.

Современная практика управления цепочками поставок требует, чтобы логистические преграды преодолевались на комплексной основе, начиная от пункта производства до пункта конечного потребления или продажи. Степень, в которой политика – или ее отсутствие – может повлиять на эффективность цепочки поставки цепи часто не очень хорошо прослеживается и принимается во внимание политиками, как в отечественной и в международной практике.

На национальном или местном уровне многие из регуляторные мероприятия могут повысить стоимость или уменьшить способность предприятий к повышению эффективности цепочек поставок. Это могут быть ограничения на инвестиции в определенных видах деятельности; вступление в рынок или предоставление некоторых видов услуг может быть затруднено в результате исключительности или преференциального режима для государственных или поддерживаемых государством предприятий. Функционирование некоторых частей цепи поставок может быть затруднено в результате реализации рыночной власти доминирующего поставщика или организации, контролирующей доступа к объектам инфраструктуры. Таким образом, целый ряд факторов может поднять стоимость реализации функционирования цепочки поставок.

Недостаточное внимание уделяется разработке политики, влияющей на работу цепочек поставок в целом и оценки, в какой степени политика (или ее отсутствие) являются источником «узких мест» в цепочке поставок. Этот процесс осложняются тем, что такая политика не ограничивается национальным и местным уровнем руководства. Политика других стран также может значительно повлиять на эффективность цепочки поставок и может повлечь расходы предприятий, которые будут так высоки, что они подавят деловую активность.

Иностранные правительства могут применять разнообразные ограничительные меры. Такие ограничения варьируются от эскалации тарифов – что делает более выгодным импорт сырья, в отличие от продуктов переработки из тех мест, где такая обработка ведется более эффективно – до излишнего контроля и проверок на границах. Другие препятствия включают: двусторонние договоры, которые искажают конкуренцию, гарантируя долю рынка в менее конкурентной местной промышленности на основе соглашений о разделе фрахта; диверсионные ограничения (запрет иностранным фирмам на отправка грузов в пределах страны); визовых ограничения для субъектов предпринимательства; непризнание профессиональной аккредитации, а также требования безопасности.

Основная проблема заключается в том, что «плохие» регуляторные меры искусственно прерывают цепочки поставок посредством создания «разрывов» и снижения их надежности. К сожалению, на сегодняшний день наблюдается ситуация, когда логистики, как таковой, нет в центре внимания переговоров или сотрудничества между правительствами по всему миру.

Литература

1.Daudin, G. Who produces for whom in the world economy?/G. Daudin, C. Rifflart, and

D. Schweisguth, D. //Canadian Journal of Economics, 2011, 44(4): 1403-37.

2. World Bank. 2012. Connecting to Compete, 2012: Trade Logistics in the Global

Economy. Washington DC: World Bank. (www.worldbank.org/lpi)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: