Процессов управляющей компании

© Дзюбенко И.Р., Борисова Л.П., 2014

В рамках процессного подхода к управлению, в соответствие с базовым принципом системы, любое предприятие рассматривается как единая бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является обеспечение соответствующих направлений бизнеса.
При этом под направлением бизнеса предприятия следует понимать ориентированную на клиента деятельность этого предприятия, имеющую цель получения прибыли в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе.
Реализация направлений бизнеса обеспечивается посредством совокупности бизнес-процессов. Бизнес-процесс – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательности операций), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (внутреннего или внешнего клиента) и удовлетворяющие его требованиям. В рамках традиционного (структурного, функционального) подхода предполагается, что компания – это некий механизм, обладающий набором функций. Выполняя свои узкоспециальные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия и осознавать свое место в общей цепочке.

Процессный подход призван нивелировать этот недостаток подхода функционального. Следует обратить внимание на процессы, происходящие на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют все службы, и ориентированы на конечный результат. Нужно уметь управлять процессами, выстраивать их таким образом, чтобы обеспечить наилучшее удовлетворение потребностей потребителей.

По поводу методологии моделирования бизнес-процессов можно отметить следующее. Любой бизнес-процесс представляет собой последовательность операций, преобразующих «входы» в «выход» по определенной технологии. Технология процесса задается стандартами (технологические инструкции, распоряжения, указания и т.д.), т.е. регламентами, определяющими требования к ходу реализации процесса, последовательности и продолжительности операций, составу основных средств, оборудования, квалификационным характеристикам персонала, задействованных в ходе реализации бизнес-процесса.

Требования к выходу определяются целевым содержанием бизнес-процесса, формируемым на основании договора между управляющей компанией и управляемым обществом, содержащим основные целевые параметры реализации процесса. Кроме того, в качестве целевого ориентира бизнес-процесса могут рассматриваться и планы по обеспечению заданных целей в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе.

Под ресурсами в рамках методологии моделирования бизнес-процессов IDEF0 понимаются материальные, финансовые и информационные ресурсы, которые преобразуются в ходе выполнения бизнес-процесса. Важно отметить, что в отдельных бизнес-процессах, например, обучение кадров, на вход могут поступать и человеческие ресурсы. Заметная роль в процессе моделирования бизнес-процессов уделяется и так называемым механизмам:

* механизмы показывают, кто, что и посредством чего выполняет ту или иную операцию бизнес-процесса;

* механизмами бизнес-процесса, как правило, являются «нерасходуемые ресурсы», используемые для выполнения цикла бизнес-процесса (здания и сооружения, оборудование, человеческие ресурсы (как структурные подразделения, так и отдельные сотрудники)).

С точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор процессов (при функциональном подходе – это набор функций), и управление предприятием становится управлением процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Управляя процессами и постоянно совершенствуя их, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности. Тем не менее, реализуется и определенный набор функций.

Состав функций управления определяет состав бизнес-процессов компании. Разумеется, в рамках компании можно выделить множество функций. Так любая бизнес-система должна обладать такими функциями, как управление финансами, производство, продажи. Бизнес-процесс, в свою очередь, - это реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает то, как функция выполняется, в какой последовательности и в каких вариантах, а также межфункциональное взаимодействие.

Функции и процессы не являются противоположностями, а представляют лишь различные уровни абстракции. Отметим, что такой подход поддерживается рядом методик моделирования деятельности компании и организационного дизайна.

Функциональная организация характеризуется статичными элементами, такими как функции, организационная структура, регламенты, процессная же динамична. Если менеджер, управленец, руководитель компании будет смотреть на организацию именно с этой точки зрения, то бизнес-инжиниринг станет для него действительно полезным и эффективным инструментом управления.

Основные и вспомогательные бизнес-процессы управляющей компании
Все процессы предприятия можно разделить на две основные группы – основные и вспомогательные. В рамках основных процессов формируется ценность для внешних потребителей (та ценность, за которую компания получает вознаграждение). Вспомогательные процессы обеспечивают возможность реализации основных, формируя при этом стоимость конечной продукции. Как правило, к числу вспомогательных процессов компании относятся: «Обеспечить компанию кадровыми ресурсами», «Обеспечить финансовыми ресурсами», «Сформировать регламенты», «Сформировать производственную среду и инфраструктуру» и др. Соответственно, чем большую ценность имеет продукт компании для потребителя и чем ниже его стоимость, тем больше вероятность, что этот продукт будет приобретен. Управляющая компания с позиции представляет собой сложную структуру, состав основных процессов которой изменчив и определяется составом передаваемых ей от управляемых обществ функций. В частности, если управляющей компании переданы функции по управлению персоналом, то бизнес-процесс «Управление персоналом бизнес-единиц» для управляемого общества будет являться вспомогательным, в то время как для управляющей компании – одним из основных, поскольку имеет ценность для потребителя, за которую последний готов платить.
Одной из важнейших задач управляющей компании достаточно часто становится разработка и реализация стратегии развития управляемых обществ. Блок реализовать ответственность руководства содержит в себе управленческие процессы, связанные с разработкой и реализацией стратегического видения, целей, стратегии предприятия, его долгосрочных, средне- и краткосрочных планов, анализом деятельности предприятия. Это процессы, осуществляемые высшим руководством компании. Соответственно, выходами данного процесса являются стратегические планы, политика и цели компании, проекты по развитию, а также регламенты (как процессные, так и структурные) работы предприятия. компании.
В заключении можно отметить, что вопросы описания и формализации бизнес-процессов предприятий являются исключительно актуальными. Проведенные исследования в области процессного описания деятельности предприятия позволяют

сделать следующие выводы:

1. Одним из ключевых факторов успеха предприятия в современных экономических условиях является четкая формализация ее бизнес-процессов.
2. Бизнес-процессы компании можно разделить на две основные группы – основные (формирующие ценность конечной продукции (работ, услуг) для потребителя) и вспомогательные (обеспечивающие возможность реализации основных процессов и формирующие стоимость конечной продукции (работ, услуг)).
3. Состав основных бизнес-процессов управляющей компании индивидуален и определяется составом передаваемых на основании договоров единоличного исполнительного органа функций.

Моделирование бизнес-процессов предприятия не является самоцелью, это лишь вспомогательная процедура для решения таких задач, как внедрение информационно-аналитических систем, реинжиниринг бизнеса, проектирование системы управления предприятием (например, на основе системы сбалансированных показателей). Тем не менее, даже на стадии моделирования возможно выявление и устранение дефектов существующих бизнес-процессов, что способствует значительному повышению эффективности и результативности его работы.

Литература

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 3-е изд./О.С. Виханский. –

М.: Гардарики, 2003.

2. Евдокиненко В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность /В.

Евдокименко.- Электронный ресурс. Режим доступа:

[http://www.betec.ru/index.php?id=06&sid=01].

3. Иевлев В. Balanced Scorecard – альтернативные модели/В. Иевлева, Т. Попова

// Банки и технологии.–2002.–№4.

4. Искусство разработки и реализации стратегии: новое видение: Монография / Под

ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2008. – 219 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: