Стратегия повышения конкурентоспособности организации

Для повышения конкурентоспособности ООО «КОРУС Консалтинг» необходимо устранить причины выявленных проблем, снижающих уровень конкурентоспособности. Комплекс мероприятий, устраняющих данные проблемы войдут в стратегию повышения конкурентоспособности ООО «КОРУС Консалтинг».

1. Самой главной причиной снижения качества услуг и уровня сервисного обслуживания, а также высокого уровня издержек, требующей безотлагательного решения, является неэффективность кадровой политики компании, которая вызвала прогрессирующую потерю высококвалифицированных сотрудников и высокую текучесть кадров.

Предложение, призванное устранить эту причину, заключается в приглашении внешнего консультанта – специалиста по управлению человеческими ресурсами для разработки гибкой системы премирования и мотивации сотрудников, для удержания высококвалифицированных кадров, качественной программы социальной адаптации, повышения уровня корпоративной культуры, разработки программ повышения квалификации. Приглашение внешнего консультанта связано с невозможностью устранить данную причину изнутри, так как существующий отдел кадров уже выпустил ситуацию из под контроля и попытка устранения причины собственными силами требует большого количества времени, что недопустимо в столь критичной ситуации.

В качестве внешнего консультанта может выступать автор данного дипломного проекта. Повышение эффективности системы управления человеческими ресурсами подразумевает несколько мероприятий. В первую очередь необходимо остановить процесс потери высококвалифицированных специалистов с помощью введения системы бонусов и повышения заработной платы, введения справедливой структуры оплаты труда. Для этого, предлагается установить премии за выполнение проектов на уровне: 1% от стоимости проекта для обычных программистов и тестировщиков, работавших над проектом, 2% от стоимости проекта старшим программистам и менеджерам проекта. Поскольку стоимость проектов велика, при условии работы над ним 2 программистов, тестировщика, старшего программиста и менеджера проекта, 7% от стоимости проекта не будет существенной потерей для компании, такие инвестиции в человеческие ресурсы позволят удержать в компании высококвалифицированных специалистов и сократит сроки реализации проектов, сотрудникам будет к чему стремиться. Также необходимо выстраивать систему мотивации, которая будет опираться на нематериальные стимулы. Такими стимулами могут быть: возможность карьерного роста (от программиста к старшему программисту, от тестировщика к программисту, возможность стать менеджером проекта), признание, творческая самореализация в рамках проекта, командировки в другие страны на конференции, посвященные разработке программного обеспечения.

Для понижения текучести кадров необходимо выстроить эффективную систему социальной адаптации. К каждому новому работнику должен быть приставлен наставник, подсказывающий и обучающий новичка в период адаптации. Наставник должен быть простимулирован материально (к примеру, 5 тыс. руб. на каждого подопечного) для того, чтобы выполнять свои обязанности по обучению и сопровождению нового работника эффективно. Необходимо разработать программу адаптации, которая должна предусматривать знакомство нового работника с компанией в целом, с целями, миссией, традициями, корпоративным уставом, сотрудниками отдела, в котором предстоит работать и должностной инструкцией.

В целях повышения квалификации сотрудников необходимо разработать программы повышения квалификации. При этом можно использовать собственный центр обучения и опыт высококвалифицированных специалистов. Самой большой проблемой является низкая квалификация менеджеров проектов, так как это в основном специалисты в области программирования, а не менеджмента. Менеджмент проектов имеет решающее значение при построении системы менеджмента качества. Данную проблему предстоит решить в процессе построения данной системы с помощью образовательных семинаров.

Закрепляющим данные нововведения должно стать формирование сильной корпоративной культуры. В рамках такого процесса необходимо развитие корпоративного веб-портала, проведение большего количества корпоративных мероприятий, налаживание горизонтальных связей с помощью тренингов.

Важность изменений и большой объем необходимых материальных ресурсов для внедрения данного предложения предполагает контроль генерального директора за работой внешнего консультанта при непосредственном участии отдела кадров.

Результатом внедрения должны быть: удержание высококвалифицированных сотрудников, повышение квалификации работников, более быстрое получение эффекта от недавно принятых на работу, снижение текучести кадров, появление горизонтальных связей, сильная корпоративная культура. Все это позволит повысить качество предоставляемых услуг и сервисного обслуживания, а также снизить уровень издержек за счет снижения количества ошибок, более быстрого выполнения задач разработки, синергетического эффекта работы сплоченной команды. Также эти мероприятия позволят устранить следующие патологии менеджмента: приверженность патернализму, автаркия подразделений, управленческая алчность, преобладание личных отношений над служебными.

2. Не менее важной причиной снижения качества услуг и уровня сервисного обслуживания является неэффективная система менеджмента качества.

Для построения эффективной системы менеджмента качества в соответствиями с требованием стандарта SW-CMM, который был разработан специально для компаний, занимающихся разработкой программных продуктов, в отличие от универсальных стандартов ISO 9001, необходимо воспользоваться опытом внедрения такой системы, приведенном в пункте 2.3.1.

В общем процесс построения системы разделяется на следующие этапы:

1. Изучение требований стандарта SW-CMM.

2. Подготовка почвы для внедрения: формирование нового мышления, преодоление консерватизма.

3. Выработка стандартов управления проектами.

4. Внедрение разработанных стандартов.

5. Прохождение оценки и получение сертификата SW-CMM.

На этих этапах процесс построения системы менеджмента качества не останавливается. Необходимо постоянно совершенствовать данную систему. Стандарт SW-CMM имеет 5 уровней, на первоначальном этапе внедрения необходимо достичь 3-го уровня, пройти аудит, а затем, постепенно совершенствуя систему, достичь вершины менеджмента качества.

При построении системы менеджмента качества необходимо руководствоваться, помимо требований стандарта, требованиям TQM, которые были сформулированы Эдвардом Демингом:

1. Установите соответствие целей с планом повышения качества.

2. Примите новую философию качества.

3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества.

4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг.

5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества.

6. Учредите обучение.

7. Обучите и учредите руководство.

8. Искорените страх на работе.

9. Устраните барьеры между подразделениями.

10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах.

11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве.

12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством.

13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации.

14. Преобразовывайте. Преобразование — это работа каждого сотрудника, а не только руководства.

В данном процессе будут задействованы все сотрудники организации. Большая роль отводится всем уровням менеджмента компании. В процесс должны быть вовлечены тестировщики, которые сталкиваются с дефектами качества.

Результатом данных мероприятий должно быть снижение количества ошибок и недочетов в конечных программных продуктах, которые попадают к клиентам, уменьшение издержек за счет снижения количества переделок и исправлений ошибок. Также построение системы менеджмента качества позволит устранить такую патологию менеджмента как: приверженность количественному росту и приверженность пассивному риску.

3. Неэффективность маркетинговой политики компании связана с использованием устаревших методов маркетинга.

Для привлечения большего количества клиентов предлагается использовать современные методы интернет-маркетинга: использование SEO (поисковая оптимизация, технология, позволяющая поднимать позиции сайта на страницах выдачи поисковых систем по определенным пользовательским запросам), контекстная реклама, скрытый маркетинг в интернете.

Чтобы обеспечить внедрение в работу отдела маркетинга новых технологий необходимо нанять на работу специалиста в области методов интернет-маркетинга, который организует направление интернет-маркетинга внутри отдела и обучение таким методам специалистов отдела.

Также необходимо начать проведение рекламной кампании в сети интернет с помощью общедоступных средств контекстной рекламы: Яндекс.Директ и Google AdWords.

Ответственным за данные мероприятия будет назначен начальник отдела маркетинга и нанятый специалист интернет-маркетинга.

Применение современных методов интернет-маркетинга увеличит количество клиентов компании, реклама будет достигать только тех, кому действительно нужны IT-услуги, она будет более адресной, что повысит отдачу от средств, вложенных в рекламную кампанию. Также такая маркетинговая политика позволит снизить издержки, так как реклама в сети интернет требует меньших вложений.

4. Еще одним мероприятием, которое позволит повысить конкурентоспособность ООО «КОРУС Консалтинг» и решит проблему насыщенности занятого компанией сегмента рынка, является выход на новый сегмент рынка “IT-услуги среднему бизнесу”.

Для проверки целесообразности данного мероприятия специалисты отдела маркетинга должны выполнить маркетинговое исследование нового сегмента. Проведение маркетингового исследования собственными силами не потребует больших затрат от компании. Затем, в зависимости от результатов исследования, необходимо лишь провести рекламную кампанию, направленную на привлечение клиентов из нового сегмента. Ассортимент предоставляемых услуг будет тем же, цены на разработку программных продуктов можно будет понизить за счет экономии от масштаба, чтобы успешно конкурировать с мелкими компаниями, действующими в сегменте. Самым главным конкурентным преимуществом будет хорошая репутация ООО «КОРУС Консалтинг», громкие названия компаний-клиентов.

Результатом данного мероприятия будет повышение прибыли за счет привлечения большого количества новых клиентов. Также проекты для среднего бизнеса, как менее важные для компании, можно использовать в качестве тренировочной базы для программистов-стажеров, начинающих менеджеров проектов.

План реализации стратегии повышения конкурентоспособности приведен в табл. 41

Таблица 41

План реализации стратегии повышения конкурентоспособности ООО «КОРУС Консалтинг»

Мероприятия Срок выполнения Ответственный
Повышение конкурентоспособности персонала
1. Приглашение внешнего консультанта для построения эффективной системы управления персоналом 1.1. Внедрение системы мотивации персонала 1.2. Построение системы социальной адаптации 1.3. Разработка программ повышения квалификации 1.4. Формирование сильной корпоративной культуры   01.07.11 г. – 01.12.11 г. 01.08.11 г. – 01.01.12 г. 01.08.11 г. – 01.01.12 г. 01.09.11 г. – 01.09.12 г. Ген. директор, начальник отдела кадров, внешний консультант
Повышение качества услуг и сервисного обслуживания
2. Построение системы менеджмента качества 2.1. Изучение требований стандарта SW-CMM. 2.2. Подготовка почвы для внедрения: формирование нового мышления, преодоление консерватизма. 2.3. Выработка стандартов управления проектами. 2.4. Внедрение разработанных стандартов.   01.07.11 г. – 01.10.11 г. 01.10.11 г. – 01.05.12 г. 01.05.12 г. – 01.07.12 г. 01.07.12 г. – 01.11.12 г. Ген. директор, начальник отдела качества.

Окончание табл.41

2.5. Прохождение оценки и получение сертификата SW-CMM. 01.11.12 г. – 01.12.12 г.  
Повышение эффективности маркетинговой политики
3. Внедрение методов интернет-маркетинга 3.1. Приглашение специалиста интернет-маркетинга 3.2. Открытие направления интернет-маркетинга 3.3. Проведение рекламной кампании с помощью Яндекс.Директ и Google AdWords   01.07.11 г. – 15.07.11 г. 15.07.11 г. – 15.08.11 г. 15.08.11 г. – 01.02.12 г. Начальник отдела маркетинга, приглашенный специалист интернет-маркетинга
4. Выход на новый сегмент рынка “IT-услуги среднему бизнесу” 4.1. Проведение маркетингового исследования нового сегмента 4.2. Проведение рекламной кампании, направленной на клиентов нового сегмента   01.07.11 г. – 01.12.11 г. 01.12.11 г. – 01.12.12 г. Ген. директор, начальник отдела маркетинга

Для преодоления неизбежного сопротивления нововведениям со стороны сотрудников необходимо управлять процессом изменений, применять правильную тактику. В этом может помочь таблица причин возможного сопротивления людей изменениям и тактик их преодоления (см. прил. 4), в которую включены многие из наиболее часто встречающихся причин. В таблице также приведены плюсы и минусы применения соответствующих тактик. [18]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: